Брачно семейные отношения древнего вавилона кратко

5. Вавилонское брачно-семейное право в Законах Хаммурапи

Брачно семейные отношения древнего вавилона кратко

Заключение(совершение) брака

Брак заключалсябез участия государственной власти исчитался заключенным только при условиизаключения договора в присутствиисвидетелей.

Без договора он считалсянедействительным: «Если человек взялжену, но договора касательно нее несоставил, эта женщина – не жена» (ст.128).

Этот договорсоставлялся обычно между отцом невестыи женихом или его родителями. Согласиясамой невесты на брак не требовалось.

Такие договоры,вероятно, заключались в большинствеслучаев устно, но при наличии особыхобстоятельств договор мог быть иписьменным.

Письменный брачный договорсоставлялся в случае женитьбы на жрицеили на богатой женщине, а также дляурегулирования вопроса о разводе, одетях и о возможной второй жене. Этотбрачный договор улучшал семейноеположение замужней женщины.

Вот примербрачного договора: «Башту, дочь жрицыШамаша Белисуну, дочери Узибиту, взялРиму, сын Шамхату, для брака и супружества.10 сиклей серебра ее свадебный подарок.С того момента, как она их получит, онабудет удовлетворена.

Если Башту скажетсвоему супругу Риму: «Ты не муж мой», -она будет убита и брошена в реку. ЕслиРиму скажет своей супруге Башту: «Ты нежена моя», – должен он дать ей разводнуюплату 10 сиклей серебра. Шамашем, Мардуком,царем… клялись они».

Письменный договормог быть и весьма простым по содержанию.Один договор, относящийся к периодуболее двух веков до Хаммурапи гласил:«Пузур-хайя взял Убартум себе в жёны.Поклялся царём в присутствии четырёхсвидетелей таких – то. В год, когдаЭнамгаланна стал жрецом-представителембожества Инанны на земле»4.

Брачный договорзаключался в форме мнимого договоракупли-продажи невесты, напоминающийримский брачный договор. Жених,сговариваясь о невесте, вносил в семьюневесты вначале свадебный подарок, азатем полную выкупную плату. Отказ отисполнения заключённого сторонамибрачного договора был возможен исопровождался имущественным ущербомдля лица, отказавшегося исполнятьдоговор.

«Если человек,который принёс брачный дар в дом тестя,отдал выкуп, обратит свой взор на другуюженщину и скажет своему тестю: «Я невозьму твоей дочери», то отец девушкиможет забрать всё, что было принесеноему» (ст. 159). «Если человек принесёт вдом тестя брачный дар и отдаст выкуп, азатем отец девушки скажет: «Я не отдамтебе моей дочери», то он должен вернутьвдвойне всё, что было принесено ему»(ст. 160).

Невеста получалаот своего отца приданое, которое послезаключения брака переходило в пользованиемужа, но, тем не менее, оставалось еёсобственностью (ст. 178-184). Приданое обычносвоими размерами превышало выкупнуюплату со свадебным подарком (ст. 164).Купля-продажа невесты представляласобою обряд, а не настоящий договоркупли-продажи.

Выкупная цена невестыслужила неустойкой (штрафной суммой)за неисполнение брачного договора (ст.159-161). Выкуп удерживал мужа от слишкомлёгкого прекращения брака, а женаполучала некоторые средства длядальнейшего своего существования.

Еслимуж разведётся с бездетной женой, то онбыл обязан вернуть ей приданое и уплатитьей также сумму, равную выкупу (ст.137-138). Если же брак был заключён безвыкупа, то в таком случае муж обязан былдать жене одну мину (ст. 139). Выкуп не былстоимостью женщины, но платой за правоиметь от неё детей.

Поэтому тестьвозвращал своему зятю выкуп, если дочьумирала бездетной (ст. 163). Отсюда ибрачный договор был сделкой найма, акупли-продажи женщины.

Моногамия,многожёнство и внебрачное сожительствомужа

Основной формойбрака в Вавилонии являлась моногамия,то есть муж имел право только на однузаконную жену. Это подтверждается тем,что, с одной стороны, прелюбодеяние женынаказывалось смертной казнью, утоплениемв реке (ст. 129).

С другой стороны,неоднократное прелюбодеяние мужа (муж«ходит из дома и очень позорит её»)давало жене право на развод (ст. 142).

Вслучае обвинения в прелюбодеянии, недоказанном на месте преступления, женабыла обязана доказать свою невиновностьперед мужем с помощью водной ордалии,испытания водой. При этом утонувшаясчиталась виновной (ст. 132).

Законы допускалидля мужа многожёнство.

Например, в случаетяжелой болезни жены, муж мог взять себевторую жену, но он не имел права развестисьс ней и был обязан содержать её, покаона жива (ст. 148). Законодатель здесьпроявлял заботу об этой невиновной инесчастной женщине. Однако фактическитяжело больная первая жена являласьздесь приложением ко второму браку.

Закон разрешал иодобрял внебрачное сожительство дляпродолжения рода. При бездетности женымуж мог взять себе наложницу, либобездетная жена могла дать мужу одну изсвоих рабынь в качестве наложницы, чтобыта вместо неё родила наследника-мальчика(ст. 144, 145).

Однако в любом случае наложницане могла равнять себя с законной женой(ст. 146). Закон также терпел внебрачноесожительство мужа с рабынями. Муж могсожительствовать с рабынями и прижитыхс ними детей признать своими законнымидетьми, то есть усыновить (ст. 170).

Развод

Муж мог развестисьс женой свободно, в одностороннем порядкебез участия государственной власти ибез всякой вины жены.

Однако если онани в чем не провинилась, то он обязанбыл вернуть ей приданое, выкуп, а иногдаещё и отдельную разводную плату, чтомогло быть предусмотрено брачнымдоговором или законом.

Например, в случаебесплодия жены, которая в этом не виновата(ст. 138). Муж мог развестись с женой безвсякой разводной платы и возвратаприданого, когда развод происходил повине жены.

Например, еслижена «станет поступать расточительно,станет разорять свой дом, позоритьсвоего мужа» (ст. 141). При этом муж мог нетолько жениться вторично, но и оставитьпервую жену в доме в качестве рабыни.Обращение в рабство являлось санкциейэтой испорченной женщине за особобезнравственное поведение. По жалобемужа суд мог приговорить столь порочнуюжену и к смертной казни (ст. 143).

Женаимела право на развод по решению судав исключительных случаях, при особовиновном поведении мужа: 1) в случаенеоднократной измены мужа, но при этомсоседи должны были подтвердить еёсобственную беспорочность (ст. 142); 2) вслучае, если муж ложно поклялся всупружеской неверности жены (ст.

131); 3)в случае оставления мужем дома и общины(ст. 136); 4) в случае, если жена тяжелобольна и муж вводит в дом другую жену(ст.

149); 5) в случае, если муж попадал вплен и у нее нет средств к существованию,причем, если муж возвратится из плена,она обязана оставить второго мужа ивернуться к первому (ст.

134, 135); если жесредства к существованию у нее были («вего доме пропитание есть»), то жена невправе выходить замуж в случае пленениямужа, она обязана ждать его освобождения,соблюдать верность; если женщина этосделает, это приравнивалось к прелюбодеяниюи её предписывалось утопить в реке.

Источник: https://studfile.net/preview/6189359/page:21/

Семья в древнем Вавилоне и место в ней женщины

Брачно семейные отношения древнего вавилона кратко

Оглавление

Введение 3 Брачное право и положение женщины в древнем Вавилоне 5 1.1. Семейно-брачное регулирование в древней Месопотамии 5 1.2. Права женщин в древней Месопотамии по Среднеассирийским законам 11 1.3. Правовой статус женщин в древнем Вавилоне по законам Хаммурапи и по Среднеассирийским законам 13 Заключение 20 Список литературы 22 Приложение 23

Введение

Во все времена семья являлась одним из основных институтов общества. Во многих древних цивилизациях семья являлась важнейшим общественным институтом, главной функцией которой было рождение население, упрочение хозяйства и культуры государства. Таким образом, семья выполняла также и экономические, и социально-статусные роли.

Тем не менее, виды брака и семьи, а также положение в них женщины отличаются в зависимости от эпохи существования древней цивилизации. Для понимания различий семейно-брачного института, следует обратиться к изучению особенностей брачно-семейных отношений в древнем мире, рассмотреть источник права, на базе которого был построен брачный институт.

Особое внимание привлекает существующие с древних времен законы древнего Вавилона, которое и до сих пор служат примером законодательной базы современности. Для всех времен важным был правовой статус женщины, т.к. во всех древних цивилизациях именно она играла ключевую роль в обществе, как хранительница очага, как воспроизводитель населения.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что история древнего Вавилона, а в частности жизнь и положение в обществе женщины вызывают большой интерес для изучения. Жизнь женщины в древнем государстве не была полной, если у нее отсутствовала семья в виде хорошего мужа и большого количества детей. Патриархальные отношения в семьях сохраняются на протяжении большого промежутка времени.

Особенно они проявляются в праве древнего Вавилона. Основной целью работы является изучение брачно-семейного права древнего государства и положения женщины по законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам. Исходя из поставленной цели, следуют такие задачи: 1. Проанализировать и дать общую характеристику особенностям брачно-семейных отношений в древнем Вавилоне; 2.

Рассмотреть правовой статус женщины в древнем Вавилоне; 3. Сравнить положения женщины по законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам. Предмет исследования – статус женщины в семье в древнем Вавилоне, законы брачных обрядов, условия браков, права и обязанности женщин. Объект исследования – брачно-семейное право древней Месопотамии.

Теоретическая основа исследования: работы зарубежных и отечественных авторов, а также историков и исследователей. Структура работы: общий объем составляет 31 страницу. Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение

В древности брак являлся своеобразным вкладом средств, а также хозяйственной сделкой. В большинстве своем он основывался на деловых отношениях. В брак вступали только ради благополучия. Для мужчины считалось наличие жены знаком отличия, в связи с этим браки могли быть спланированы родителями или старейшинами.

Не могло быть и речи о равенстве среди супругов или членов семьи. Для Месопотамии характерным было униженное, подчиненное положение женщины. Здесь глава семьи обладал практически неограниченной властью. В Вавилоне по законам Хаммурапи также наблюдалось преобладание патриархата, однако брак уже не считался ни священным, ни нерасторжимым.

Женщина не была здесь настолько беззащитной. Для среднеассирийских законов характерно наличие патриархальной семьи, проникнутой духом рабовладельческих отношений. Здесь власть отца над детьми ничем не отличалась от власти хозяина над рабами. Жена приобреталась путем покупки, и ее положение ничем не отличалось от рабского.

Муж имел право не просто избивать, но и в некоторых случаях калечить. А за побег из дома мужа могли жестоко покарать. Иногда женщина обязана была отвечать своей жизнью за преступления мужа. после смерти мужа жена могла стать вдовой лишь в случае отсутствия в семье мужа мужчины старше 10 лет. тогда она становилась свободной женщиной.

За такой женщиной признавалось право на внешние отличия от рабыни. Рабыня, как и проститутка, не имела права носить покрывало. Признак, который отличал каждую свободную женщину.

В данном исследовании была достигнута основная цель, а точнее, изучено брачно-семейное право древнего государства и положение женщины по законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам. Соответственно, были решены и такие задачи: 1. Проанализированы и даны характеристики особенностям брачно-семейных отношений в древнем Вавилоне; 2.

Рассмотрен правовой статус женщины в древнем Вавилоне; 3. Проведено сравнение положения женщины по законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам. Подводя итоги данной работы можно уверенно сказать о сложном правовом положении женщины в древнем Вавилоне. Женщины были практически лишены дееспособности, хотя они и не были абсолютно беззащитны.

Тем не менее, в общественном сознании ее роль в основном сводилась к тому, что она – собственность мужа. с одной стороны, замужние женщины могли иметь свое имущество, сохраняли свое право на приданное, могли наследовать после смерти мужа, а с другой стороны, они имели ограниченные права на развод и полностью подчинялись мужу.

Список литературы

1. Всеобщая история государства и права. Учебник.-М.: 2002. 2. Законы вавилонского царя Хаммурапи / Хрестоматия по истории Древнего мира. Ч. I, М., 1980. 3. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1999. 4. Оппенхейм Н.

Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: 1980. 5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ Томсинов В.А. – М.: Зерцало, 2004. – 560с. 6. Чибиряев С.А. История государства и права зарубежных стран. – М.

: «Проспект», 2002. – 472с.

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/99930

Спроси библиотекаря – Челябинская областная универсальная научная библиотека

Брачно семейные отношения древнего вавилона кратко

Здравствуйте, помогите пожалуйста подобрать литературу и статьи по теме : “Положение женщины в семье древнего Вавилона по Законам Хаммурапи”

Категория: История

Здравствуйте, Полина Игоревна. Предлагаю по Вашей теме краткий список (источники: ЭК ЧОУНБ, РГБ; поисковые системы: Yandex, Google; портал Арбикон):

  1. Баранова, Н.С. Правовое положение женщин в древнем Вавилоне / Н.С. Баранова // Ученые записки Тамбов. отд–ния РоСМУ. – 2014. – № 2. – С. 24–27 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe–polozhenie–zhenschin–v–drevnem–vavilone (02.12.2016)

  2. Дергачёва, Л Правовой статус женщины в древних Месопотамии и Индии: сравнительная характеристика / Лилия Дергачёва, В.А.

    Нестеренко // Науково–теоретична конференція викладачів, аспірантів, співробітників та студентів юридичного факультету : тези доповідей : в 3–х ч. : Ч.1. / Сумський держав. ун–т ; ред.: С.І. Дегтярьов, В.І. Горевий (Суми, 20 квітня 2011 р.). – Сумы, 2011.

    – С. 33–43 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://essuir.sumdu.edu.ua/bitstream/123456789/24682/1/Dergachova.pdf (02.12.2016)

  3. Законы царя Хаммурапи: метод. указания по изучению первоисточника в курсе «История государства и права зарубеж. стран» / сост. Н.Т. Кудинова. – Хабаровск: Изд–во Хабар. гос. техн. ун–та, 2002. – 36 с. – Из содерж.: Брачно–семейное право ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2013/03/20/hammurapi.pdf (02.12.2016)

  4. История государства и права зарубежных стран : учеб. пособие / Н.М. Чепурнова, А.В. Серегин. – Москва : ЕАОИ, 2007. – 198 с. – Из содерж.: § 2.4.

    Брачно–семейные отношения по «Законам Хаммурапи» ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://uristinfo.

    net/istorija–gosudarstva–i–prava/195–istorija–gosudarstva–i–prava–zs–chepurnova–seregin/4838–zakony–hammurapi.html?start=3 (02.12.2016)

  5. Карпенко, К.В. К вопросу о религиозном и юридическом значении консуммации брака / К.В. Карпенко // Вестн. МГИМО. – 2013. – № 2 (29). – С. 144–155 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k–voprosu–o–religioznom–i–yuridicheskom–znachenii–konsummatsii–braka (02.12.2016)

  6. Карпенко, К.В. О некоторых особенностях семейных отношений по законам Хаммурапи / К.В. Карпенко // Вестн. МГИМО. – 2012. – № 5. – С. 172–181 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/karpenko.pdf (02.12.2016)

  7. Моховая, Т.А. Истоки и тенденции развития семьи и брака – эволюция семейно–брачных отношений / Т.А. Моховая // Науч. журн. КубГАУ. – 2015. – № 112. – С. 1793–1803 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoki–i–tendentsii–razvitiya–semi–i–braka–evolyutsiya–semeyno–brachnyh–otnosheniy (02.12.2016)

  8. Развитие гендерных отношений в древних ближневосточных цивилизациях [Электронный ресурс] // Азербайджанский гендерный информационный центр : [сайт] / Фонда “Открытое Общество” ; Фонд Содействия. – Баку, 2005. – URL: http://www.gender–az.org/doc/ru/education/acrg/4.12.6.ru.pdf (02.12.2016)

  9. Рудаковская, Е.Д. Правовое положение женщины в семье в странах Древнего Востока / Е.Д. Рудаковская // Теория и практика совершенствования законодательства и правоприменения: традиции и новации: материалы междунар. науч. конф.

    студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 30–31 окт. 2009 г. – Минск , 2010. – С. 23–24 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/35929/1/%D0%95.%D0%94.

    %20%D0%A0%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.pdf (02.12.2016)

  10. Сабанина, Н.О. К вопросу о проблемах правового регулирования брачно–семейных отношений в государствах Древнего Востока / Н.О. Сабанина, А.Г.

    Чекмазова //Сборник научных трудов Новомосковского филиала Универ–ситета Российской академии образования / Университет Рос. акад. образования, Новомосковский филиал. – Новомосковск, 2014. – Т. 12, ч. 2. – С.

    42–47 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://nurao.ru/attachments/article/28/SNT12_2.pdf (02.12.2016)

  11. Саггс, Г.У.Ф. Вавилон и Ассирия : быт, религия, культура / Генри Саггс. – Москва : [б. и.], [2004]. – 140 с. ; Аннотация [Электронный ресурс]. – URL: https://www.livelib.ru/book/1000103192–vavilon–i–assiriya–byt–religiya–kultura–h–saggs (02.12.2016)

  12. Томсинов, В.А. История государства и права зарубежных стран : древность и средние века / В.А. Томсинов. – Москва : Зерцало–М, 2011. – 128 с.

  13. Фирсова, Н.И. Пoложение женщины на Древнем Востоке на примере вавилонской семьи / Н.И. Фирсова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире : материалы XI междунар. науч.–практ. конф. 23 сент.

    2015 г. : т. 3. – СПб., 2015. – С. 144–145 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://to–future.ru/wp–content/uploads/2015/10/%D0%A4%D0%B8%D0%9F%D0%98%D0%B2%D0%A1%D0%9C_%E2%84%9611_%D0%A2%D0%BE%D0%BC3.pdf#page=144 (02.12.

    2016)

Являясь жителем Челябинска, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам Челябинской областной универсальной научной библиотеки.

Ведущий библиограф отдела ОЭР Миногина Т.Н.

Источник: http://chelreglib.ru/ru/ask_librarian/detail/405/

Брачно-семейные отношения по законам Хаммурапи

Брачно семейные отношения древнего вавилона кратко

-> Скачать курсовые -> Право -> Брачно-семейные отношения по законам Хаммурапи

Введение

І. Законы Хаммурапи, как памятник права

1.1. Общая характеристика содержания законов Хаммурапи

1.2. Социальная структура общества по законам Хаммурапи

ІІ.Брачно-семейные отношения по законам Хаммурапи

2.1. Семья по законам Хаммурапи

2.2. Имущественные отношения в браке по законам Хаммурапи

Заключение

Список литературы

Выдержки из текста

Введение

В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э.

Целью настоящей работы является изучение законов Хаммурапи в области регулирования семейных отношений.

Задачами является изучение аспектов регулирования семейно – брачных взаимоотношений, имущественных взаимоотношений между супругами и членами семьи, возможностью развода и стратегий поведения супругов при факте измены.

Семейная тема не перестает быть актуальной во все времена и при помощи анализа законов Хаммурапи в этой сфере мы сможем понять как особенности взглядов на семейную сферу в то время, так и лучше осознать настоящее состояние этого вопроса.

Актуальность данной работы заключается в том, что по данной проблеме в отечественной истории имеется определенное количество исследований, в котором в разной степени затрагиваются вопросы посвященные семейно брачным отношениям.

Однако проблемы ментальности не получили обобщенного характера. Мы в бакалаврской работе предприняли попытку проанализировать на основе имеющихся исторических источников влияния государственной политики и обычаями народа и как семейно брачные взаимоотношения влияют на формирование ментальности людей того периода.

Предмет исследования. Законодательство древнего Вавилона

Объект исследования. Брачно-семейные по законам Хаммурапи.

Задачи исследования:

– Дать общую характеристику законов Хаммурапи;

– исследовать институт брачно-семейных отношений по законам Хаммурапи

За основной метод исследования нами был принят анализ литературных источников о законодательстве Хаммурапи. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона – Мардук.

В руках Хаммурапи жезл -символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было а обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу.

У древних евреев бог Ягве самолично является на гору Синай, чтобы вручить Моисею скрижали законов. В другом случае еврейские законодатели пытались представить составленные ими законы неожиданно найденными в храме.

Древние египтяне верили в то, что их легендарный царь – законодатель Сесострис получил законы из рук самого бога. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми.

Некоторые из них удалось, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. Законник оказался в Эламе скорее всего в виде трофея.

Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное . Но дни славы Элама были, очевидно, слишком короткими.

В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень.

Литература

1. Астафьев Н. Древности вавилона-ассирийские по новейшим открытиям, С-Пб., 1982

2. Абдурахманова,Ирина Вениаминовна. История государства и права зарубежных стран. /И. В.Абдурахманова,Н.Е.Орлова .-2-е изд.-М. ;Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.-287 с.

3. Антология мировой правовой мысли: В 5ти т./Руководитель науч. проекта Г.Ю. Семигин–М.:Мысль,1999. – Т. 1: Античность.Восточные цивилизации/ Отв. ред.Л.Р.Сюкияйнен.-1999.- 749 с.

4. Борисевич М.М., Бельчук О.А., Евтушенко С.Г. История государства и права зарубежных стран: Краткий учебный курс / Под ред. к.ю.н. доцента М.М. Борисевича. – М.: Юриспруденция, 2001. – 352 с.

5. Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь /Под ред.А.В. Крутских . – М. :Инфра-М, 2001 .-396 с.

6. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М.: Юристъ, 1998. – 456 с.

7. Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952.

8. Графский В.Г. Всеобщая история права и государств зарубежных стран Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА – М), 2001. – 744 с.

9. История государства и права зарубежных стран: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. “Юриспруденция”/ [С.А.Чибиряев,С.Г.Евтушенко, Е.В.Сафронова,О.А.Бельчук];Отв. ред. .А.Чибиряев.-М.:Былина,2002 .-471 с.

10. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. – М- Издательская группа НОРМА-ИНФРА – М, 1999. – 624 с.

11. История государства и права зарубежных стран: Конспект лекций /А. В. Желудков, А.Г.Буланова.-М-:ПРИОР,2005 .-160 с.

12. Корнев, Сергей Александрович История государства и права зарубежных стран.-СПб.:Издательство Михайлова В.А. -2000. -59 с.

13. Косарев, Андрей Иванович. История государства и права зарубежных стран:Учеб. для вузов/А. И. Косарев.-М.:НОРМА:ИНФРА-М, 2002. -449 с.

14. Омельченко,Олег Анатольевич. Всеобщая история государства и права:Учебник:В 2 т.-2-е изд.,испр.и доп.-М.:ТОН-ПРИОР,1999-. Т.1.-1999.-523 с.

15. Севастьянов, Андрей Владимирович. История государства и права зарубежных стран: в вопросах и ответах: учебное пособие/А.В.Севастьянов, -М. : Проспект,2005.-144 с.

16. Феномен восточного деспотизма: Структура пения и власти: [Сб. ст.] / Рос. АН, Ин-т востоколеде нил; [Отв. ред. Н. А. Иванов]. – М. : Наука. Изд. фирма “Вост. лит.”, 1993. – 390 с.

17. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2000. – 392 с.

18. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие./Сост.В.Н.Садиков/ – М.: ООО “ТК Велби”, 2002.- 768 с.

19. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В. Н. Садиков; Под ред. проф. З.М. Черниловского. – М: Фирма Гардарика, 1996. – 413 с.

20. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Составитель: доктор юридических наук, профессор В. А. Томсинов. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. – 448 с.

21. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 816 с.

22. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. – М.: ООО “ТК Велби”, 2002. – 592 с.

23. Когда, где, как и почему это произошло/Сост. Найджел Хоукс, Тим Хейли, Кейт Спенс и др.; Ред. Майкл Уорт Дэвисон, Йен Стюарт, Аза Бригс.; – Лон.: ЗАО «Изд. дом Ридерз Дайджест», 1998. – 448 с.

О работе

Avrora2009. Показать все работы автора

11864

Цена: 450 рублей.

Дисциплина: «Право»

Тема: «Брачно-семейные отношения по законам Хаммурапи»

Тип: «Курсовая работа»

Объем: 28* страниц

Год: 2011

Продажи полностью автоматические.Пароль выдается сразу после завершения процедуры покупки.Для получения пароля на курсовую «Брачно-семейные отношения по законам Хаммурапи» произведите оплату.

Внимание!!! Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения.

Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими требованиями сделайтезаказ новой работы.

По всем вопросам обращайтесьпо почте procom@mail.ru.

Похожие работы:

Источник: https://smsreferat.ru/skachat/pravo/brachno-semeynye-otnosheniia-po-zakonam-hammurapi/skachat/

Тема ii. законы хаммурапи – § 2.4. брачно-семейные отношения по «законам хаммурапи»

Брачно семейные отношения древнего вавилона кратко

Страница 4 из 4

§ 2.4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»

По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора – нет брака и семьи.

«Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128). Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба.

Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи. Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).

Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172).

Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.

Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился».

В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств. Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами».

Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная.

При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей. Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151).

В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время.

Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины. Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство.

Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.

За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153).

Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично. По ЗХ, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей».

В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным. В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме.

Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум. ЗХ предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием. Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.

Таким образом, ЗХ не только закрепил и сохранил большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов, не зафиксированные в ЗХ, содержали иные установления в области брачно-семейных отношений.

Контрольные вопросы

1. Кто такие авилумы? 2. Кто такие мушкенумы? 3. В какой форме заключался брак по «Законам Хаммурапи»: в письменной или в устной? 4. В каких случаях муж мог ввести наложницу в дом?

5. Перечислите наказания по «Законам Хаммурапи»?

Вопросы для подготовки к семинару

1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи». 2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи». 3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи».

4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи».

Задание для самостоятельной работы:

1. Опишите систему наказаний, предусмотренных «Законами Хам- мурапи».
2. Приведите примеры (письменно) норм, содержащихся в «Законах Хаммурапи» и относящихся соответственно к уголовному, гражданскому и семейному праву.

Список рекомендуемой литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. – М., 2005. 2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000. 3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. – М., 2005. 4. Скрипелев Е.А. Основные черты права Древнего Востока (Законы Хаммурапи). – М., 1964. 5. Федоров К.Г.

, Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. – Ростов-н/Д, 1994. 6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. – М., 1994. 7. Хрестоматия по истории Древнего мира. – Т. 1: Древний Восток / Под ред. В.В. Струве. – М., 1950.

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М., 2003.

Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/istorija-gosudarstva-i-prava/195-istorija-gosudarstva-i-prava-zs-chepurnova-seregin/4838-zakony-hammurapi.html?start=3

Законы царя Хаммурапи: общественный строй; земельная собственность; обязательственное право; уголовное право; судебный процесс. – ответы ИГПЗС

Брачно семейные отношения древнего вавилона кратко

1. Общие понятия 

Первая кодификация законов Вавилонии,относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные намЗаконы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовомстолбе.

Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом,который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящегоперед богом Солнца Шамашем – покровителем суда.

Изложение законов отличаетсятем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, неимеют религиозного и морализирующего элементов. 

Текст сборника состоит из трехчастей:

·       введение, в котором Хаммурапи объявляет,что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснялслабого”, а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городамсвоего государства;

·       282 статьи законов,

·       обширное заключение.

Источниками при составлении сборникапослужили:

·       обычное право;

·       шумерские судебники;

·       новое законодательство.

2. Собственность 

При царе Хаммурапи частная собственностьна землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующиевиды земельной собственности:

·       царские;

·       храмовые;

·       общинные;

·       частные.

Царским и храмовым хозяйством управлялцарь.

С развитием частной собственности на землюсокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли моглисвободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству,каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали трудрабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами.Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовомурежиму.

3. Виды обязательств 

Законодательству Хаммурапи известныдоговоры:

·       аренды;

·       имущественного найма;

·       личного найма;

·       займа;

·       купли-продажи;

·       хранения;

·       товарищества;

·       мены;

·       поручения.

Большую роль в земельных отношениях тоговремени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей,посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли.

В Законах Хаммурапиупоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных,судов, повозок, рабов.

Устанавливается плата за наем вещей, а такжеответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанималисельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законамиопределяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результатытруда.

Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (какденежного, так и натурального) является стремление оградить должника откредитора и предотвратить долговое рабство

Законы подробно регулировалиследующие положения:

·       ограничение максимального срока отработкидолга тремя годами;

·       ограничение процентов, взимаемыхростовщиком;

·       ответственность кредитора в случае смертидолжника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был оченьраспространен ввиду существования частной собственности на движимое инедвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

·       продажа ценных предметов (земли, построек,рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

·       продавцом мог быть только собственник вещи;

·       продажа имущества, изъятого из оборота,считалась недействительной.

4. Брачно-семейные отношения 

Брак заключался на основе письменногодоговора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только приналичии этого договора.

Главой семьи был муж.

Замужняя женщинаобладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохранялаправо на принесенное ею приданое, имела право на развод, могланаследовать после мужа вместе с детьми.

Однако права жены были ограничены: заневерность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровомунаказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьмисильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников засвои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование позавещанию, преимущественным способом наследования является наследование позакону. В качестве наследников выступали:

·       дети;

·       усыновленные дети (Законы Хаммурапиразрешают усыновление детей);

·       внуки;

·       дети от рабыни-наложницы, если отецпризнавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына,не совершившего преступления.

5. Виды преступлений и наказаний 

Общего понятия преступления и перечня всехдеяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержаниякодификации можно выделить три вида преступлений.

·       против личности;

·       имущественные;

·       против семьи.

К преступлениям против личности законыотносят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится.Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза,зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законыназывают кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаютсяграбеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи,законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение.Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Цельюнаказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, чтоопределяло их виды. 

Основными видами наказаний являлись:

·       смертная казнь в различных вариантах -сожжение, утопление, посажение на кол;

·       членовредительские наказания – отрубаниеруки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

·       штрафы;

·       изгнание.

При определении наказания за преступления,совершенные против личности, законодатель руководствовался “принципомталиона” – “мера за меру”, когда виновному назначалась та жеучасть, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступлениябыли смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающийстоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (запрелюбодеяние) или членовредительством – например, отрубанием руки сыну,ударившему отца.

6. Процесс 

Ведение процессов по уголовным и гражданским деламосуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны.

Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии(например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормампроцессуального права судья обязан был лично исследовать дело.

Изменить своерешение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без прававозвращения к ней.

Источник: https://sites.google.com/site/otvetyigpzs/drevnij-mir-i-srednie-veka/zakony-cara-hammurapi-obsestvennyj-stroj-zemelnaa-sobstvennost-obazatelstvennoe-pravo-ugolovnoe-pravo-sudebnyj-process

Семья в древней Вавилонии, по законам царя Хаммурапи

Брачно семейные отношения древнего вавилона кратко

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Семья в древней Вавилонии, по законам царя Хаммурапи

f

  • Введение
  • 1. Брачно-семейное право и имущественное положение женщин в семье по законам Хаммурапи
  • 1.1 Общая характеристика брачно-семейного права по законам Хаммурапи
  • 1.2 Имущественное положение женщины в семье по законам Хаммурапи
  • 2. Имущественное положение мужчин по законам Хаммурапи
  • 2.1 Общая характеристика регулирования имущественных отношений по законам Хаммурапи
  • 2.2 Характеристика имущественного положения мужчин по законам Хаммурапи
  • 3. Сравнительная характеристика правового статуса в семье по законам Хаммурапи
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

fВведение

закон хаммурапи семья имущественный

Целью данной курсовой работы является изучение семьи в древней Вавилонии, по законам царя Хаммурапи.

Для достижения цели, поставленной в данной курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть брачно-семейное право и имущественное положение женщин в семье по законам Хаммурапи

рассмотреть имущественное положение мужчин по законам Хаммурапи;

дать сравнительная характеристика правового статуса в семье по законам Хаммурапи.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложения.

f1. Брачно-семейное право и имущественное положение женщин в семье по законам Хаммурапи

В том случае, если возникали обязательства, связанные с причинением вреда, то ответственность возлагалась на того, кто причинил указанный вред.

Исходя из условий оценки ущерба, законами предписывалась компенсация исходя из покупной цены той вещи, которая была испорчена, либо же исходя из установленного тарифа. Например, в случае смерти раба, необходимо было отдать своего раба.

В том случае, если тонул корабль со всем имуществом, которое было вверено для перевозки, корабельщику необходимо было возместить стоимость всего потерянного имущества. Тот ущерб, который был причинен случайно, не подлежал возмещению.

Однако, в том случае, если нарушителем была допущена непредусмотрительность, то возмещение, которое с него требовалось, могло возрасти. Жидков О. А, Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. – М, 2012.

1. Вардиман, Е. Женщина в древнем мире. – М.: Наука, 1990. – 335 с.

2. Вебер М. Аграрная история Древнего мира. М., 1923.

3. Жидков О. А, Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. – М, 2012.

4. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Томсинов В.А. – М.: Зерцало, 2004. – 560 с.

5. Законы Хаммурапи. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

6. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон / Пер. с нем. Б.М. Святского. – Смоленск: Русич, 2011. ? 368 с.

7. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 2012.

8. Крашенникова Н.А. История права Востока. – М., 2013.

9. Кузин Н.П., Нарочницкий А.Л., Нечкина М.В. Энциклопедия. / Из истории человеческого общества / Том 8. – М, 1975.

10. Омельченко О.Н. Всеобщая история государства и права. – Ч.1. – М., 2012.

11. Сборник Законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып.1 – Тольятти: ИИП “Акцент”, 2011. – 56 с.

12. Сонин В.В. Всеобщая история права. – Ч.1. – Владивосток, 2013.

13. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984.

14. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древних времён до конца ХХ века. – М., 2012.

15. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред.К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М. 2012. – Ч.1,2

16. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М., 2012.

17. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: “Юрист”, 2012. – 596 с.

18. Якобсон В.А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. М., 1982.

19. Якобсон В.А. Месопотамия в XVI-XI вв. до н.э. /История Древнего мира. Ранняя Древность. – М.: Знание, 1983

fПриложения

Приложение 1

ГлинянаятабличкасосводомзаконовХаммурапи

Размещено на Allbest.ru

  • Законность брака в Вавилоне определялась по соблюдению особых юридических формальностей. Законы Хаммурапи и вопрос об имущественных отношениях между супругами. Заключительные требования “Законов Хаммурапи”. Характеристика Вестминстерского статута.контрольная работа [37,1 K], добавлен 13.10.2010

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65635a2bd79a4c43b89421306d26_0.html

Юрист Андреев
Добавить комментарий