Бухгалтерские проводки в бюджетном учреждении санкционирование по резерву отпусков

Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?

Бухгалтерские проводки в бюджетном учреждении санкционирование по резерву отпусков

Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат. 

Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые “заработал” сотрудник (ст. 114, ст. 122, абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ).

Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления “отпускных”, или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения.

Дело в том, что точная сумма “отпускных” или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа. 

До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.

Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября. Их суть заключается в следующем.

Во-первых, введен новый счет 401 60 “Резервы предстоящих расходов” для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (п. 302.1 Инструкции).

Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов.

Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 “Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)” и 502 09 “Отложенные обязательства”. 

Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств.

До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике.

Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.

Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете:

1Экономически обоснованное формирование себестоимости (финансового результата). 2Отражение информации по объему отложенных обязательств, требования по которым с высокой степенью вероятности будут предъявлены организации госсектора. 3 Сближение российских стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора с положениями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС). В параграфе 16 МСФО ОС 19 “Резервы, условные обязательства и условные активы” дано определение резерва как обязательства, неопределенного по величине или времени исполнения, а в параграфе 22 этого же стандарта указаны условия признания резервов.

При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации “не хватает” расходов.

Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?

Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность.

В организации должно быть понимание, за счет какого “доходного” источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство.

Например, возможно принять решение о “резервировании” остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.

Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно п. 302.1 Инструкции виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения п. 302 Инструкции позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной.

Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  • по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
  • по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.

Вопрос 4. Как определить сумму резерва?

Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (п. 302.1 Инструкции).

Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва.

Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле:

ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N,

где:

ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев;

Ч – среднесписочная численность сотрудников;

N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное “отчисление средств” в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей:

ФОТ / 31 день х n,

где:

n – число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?

В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении “отпускных” за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже “заработано” сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой “авансом”, желательно списывать в дебет счета 401 50 “Расходы будущих периодов” (п. 302 Инструкции).

Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?

Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций.

Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов

ДебетКредитоперации
0 109 00 2000 401 20 200 0 401 60 200 Формирование резерва
0 401 60 0000 302 00 000Признание расходов за счет резерва

Одновременно на счетах санкционирования расходов должно отражаться увеличение (уменьшение) объема отложенных обязательств (приведен вариант корреспонденций, предусмотренный проектами новых редакций Инструкций по применению Планов счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений).

Таблица 2. Отражение в учете отложенных обязательств

ДебетКредитоперации
0 501 93 0000 503 93 0000 506 90 0000 502 99 000(“Отложенные обязательства”)Суммы принимаемых учреждением бюджетных обязательств (обязательств) в сумме сформированных резервов предстоящих расходов
0 501 13 0000 503 13 0000 506 10 0000 502 11 000

Источник: http://www.garant.ru/article/591417/

Отложенные обязательства бюджетном учете проводки, отложенные обязательства бюджетном учете проводки – Ваш юрист – портал юридической помощи

Бухгалтерские проводки в бюджетном учреждении санкционирование по резерву отпусков

  • Бухгалтерский счет 77 «Отложенные налоговые обязательства» предназначен для обобщения информации о состоянии (наличии и движении) отложенных налоговых обязательств.

    Что такое отложенное налоговое обязательство? Это размер той части налога на прибыль, уплата которой в бюджет обязана возникнуть в следующем или в будущих отчетных периодах. Другими словами, это величина отложенных налоговых обязательств, которая прогнозируется на увеличение налога, начисленного к уплате в бюджет.

    Как возникают отложенные налоговые обязательства? Это связано с формированием временных разниц, определяемых как положительная разница между суммой расходов в налоговом и бухгалтерском учете. Почему возникают временные разницы? Причинами могут быть расхождения в учете бухгалтерского и налогового учета при начислении амортизации, признании выручки, начисления отпускных и т.п.

    Как определить отложенное налоговое обязательство? Это произведение размера налогооблагаемой части временной разницы и ставки налога.

    Аналитический учет отложенных налоговых обязательств ведется по видам обязательств или активов, по которым возникла временная разница.

    Типовые проводки по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства».

    Проводки по Кредиту счета 77.

    1. Отражение отложенного налогового обязательства.
    Д-т 68 Кт 77

    Проводки по Дебету счета 77.

    1. Погашение отложенных налоговых обязательств.
    Д-т 77 Кт 68

    2. Погашение отложенных налоговых обязательств при выбытии обязательства или актива, по которому оно было начислено.
    Д-т 77 Кт 99

    Бесплатная книга

    Как рассчитать отпускные правильно и успеть отдохнуть.

    Скорее в отпуск!

    Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку «Получить книгу».

    Расчет и учет отложенных налоговых обязательств

    Из-за существующих расхождений при учитывании расходных и доходных статей для подсчета налога на прибыль и для бухгалтерского учета образуется расхождение по размеру начисляемой к оплате суммы по прибыли по методике бухчета и указываемой в декларации по учету налогообложения.

    Определение и возникновение отложенных обязательств

    Образующееся несоответствие по начисляемой налоговой сумме отражается специальной отчетностью (по положению ПБУ 18/02 для учета расчетов по налогу по прибыли).

    По ПБУ показатели разделяются на два вида: временные и постоянные. К первым относят отражаемые в одно время (период) в качестве затрат/поступлений и учитываемые в иной период для обложения.

    Показатели второго типа в виде поступлений или трат не учитываются по облагаемой базе, но учитываются по бухучету либо наоборот.

    Следствием образующегося несоответствия по размеру прибыли до налогообложения, большей по поступлениям по бухгалтерской методике учета, чем по налоговой, стало появление отложенного налогового обязательства (ОНО).

    ОНО представляет собой отложенную часть налога по прибыли, вызывающую повышение размера налога по прибыли в будущих временных отчетных периодах. Признание указанных обязательств производится в цикле, где произошло образование соответствующих временных разниц.

    ОНО = Временные разницы, подлежащие обложению * величина отчисления с прибыли (ставка)

    Причинами образования временных разниц, принимаемых к налогообложению, могут быть:

    • различие методик подсчета амортизации в двух вариантах учета (по налогам, бухгалтерскому методу);
    • различие видов учета расходных операций: по кассовому методу в бухучете и по налоговому способу методом начислений;
    • несовпадение в бухучете и при налогообложении методик отражения процентных выплат, производимых предприятиями при использовании привлеченных заемных средств (ссуд, кредитов);
    • перенос сроков (отсрочка) или оплата частями (рассрочка) налоговых платежей по прибыли.

    Отражение отложенных налоговых обязательств в бухучете

    Для отображения налоговых отложенных обязательств в документации бухучета используется кредит 77 счета в паре с дебетом 68 счета (для расчетов по налогам и сборам). По отчетности об убытках и прибыли отображение учитывается в стр.2430, по балансу – в стр. 1420.

    К сведению! Налоговые обязательства отложенного типа не должны смешиваться с постоянными налоговыми активами. Источник для появления последних — в образующихся постоянных расхождениях по методам учета, бухгалтерскому и налоговому.

    В последующих периодах постоянные разницы не подвержены исчезновению (как облагаемые и отнимаемые). Постоянные активы связаны с отражением определенных затрат только в одном методе учета – в налоговом.

    К примеру, сумма амортизационной премии по капитальным вложениям не находит выражения в бухгалтерской премии, потому как подобного понятия не существует в бухучете.

    Пример расчета 1. Предприятие приобрело по лизингу производственный инструмент стоимостью 750 000 руб. при сроке использования равном 7 годам.

    По бухучету амортизация приобретения составила 50 000 руб., по налоговому методу – 150 000 руб., за счет коэффициента 3. До расчета и обложения прибыль в первом случае достигла 600 000 руб.

    , во втором облагаемая база — 500 000 руб. Налоговая ставка по прибыли — 20%.

    Разница между двумя значениями амортизации, составившая 100 000 руб. (150 000 руб. – 50 000 руб.), представляется временной, поскольку через 7 лет сумма полностью будет учтена как самортизированная по обоим способам учета.

    Указанная разница ведет к образованию ОНО, равному в рассматриваемом примере 20 000 руб. (100 000 руб. * 20%).

    Правильность расчета должна подтверждаться одинаковыми размерами налога по методике ПБУ и в декларации.

    Текущий налог (ПБУ) = 100 000 руб. = налоговый расход по прибыли (условный) – ОНО = 120 000 руб. (прибыль в 600 000 руб. * 20%) – 20 000 руб.

    Налог с прибыли, указываемый в декларации = 100 000 руб. = облагаемая база в 500 000 руб. * 20%.

    Списание отложенных обязательств по налогам

    При понижении объема временных разниц производится снижение и списание налоговых обязательств отложенного характера. Операция сопровождается проводкой по счетам: Дт 77 («ОНО») / Кт 68 («Расчеты по налогам»).

    Пример расчета 2. По всему объему учитываемых по облагаемой базе временных разниц к началу периода (500 000 руб.) рассчитано отложенное обязательство, равное 100 000 руб. (500 000 руб. * 20%). Запись по счетам операции по начислению 100 000 руб.: Дт 68 / Кт 77.

    К концу учитываемого периода произошло частичное списание временных разниц, составивших в общей сумме 200 000 руб. В связи с чем начисленные отложенные обязательства составляют 40 000 руб. (200 000 руб. * 20%).

    Ранее начисленная отложенная сумма подлежит списанию в размере 60 000 руб. (100 000 руб. – 40 000 руб.). Запись операции по списанию 60 000 руб. по счетам: Дт 77 / Кт 68.

    В случае выбытия объекта, в связи с которым были образованы налогооблагаемые разницы, начисленное обязательство подлежит списанию полностью. Выполняемая в таком случае операция будет отражаться с использованием счетов 77 (Дт) и 99 (Кт) («Прибыли, убытки»).

    Пример расчета 3. Первоначальная стоимость учитываемого на балансе компании основного средства равна 1 000 000 руб. Расчет амортизации к концу учитываемого периода выполнен разными методами и составил 300 000 руб.

    по бухучету и 600 000 руб. по облагаемому учету. Временная облагаемая налогом разница по рассматриваемому объекту составила 300 000 руб. (600 000 руб. – 300 000 руб.). Отложенная налоговая сумма — 60 000 руб. (300 000 руб. * 20%).

    Начисление суммы (60 000 руб.) выполнено проводкой по счетам: Дт 68 / Кт 77.

    При реализации — продаже — основного средства требуется списание отложенного обязательства. Операция по списанию 60 000 руб. по счетам будет выглядеть: Дт 77 / Кт 99.

    К сведению! При понижении ставки налога по прибыли отложенные обязательства также подлежат списанию, а в случае повышения ставки производится доначисление ОНО. Проводка затрагивает Дт 84 сч. («Прибыль нераспределенная») / Кт 77 сч. При уменьшении выполняется обратная проводка.

    Проведение инвентаризации отложенных налоговых обязательств

    По каждому предприятию имеющиеся обязательства и активы подлежат обязательной инвентаризации для определения реального присутствия объектов и сопоставления его с учетными сведениями (ФЗ № 402, 06.12.2011).

    Определение фактического наличия отложенных налоговых сумм производится в результате сравнения имеющихся сведений, полученных по обоим методам учета. При получении несоответствий между показателями затрат или доходов требуется выявить причины и определить период их возникновения.

    Остатки на счете 77 могут образоваться не только из-за превышения налоговых затрат над бухгалтерскими или доходов по бухучету над налогооблагаемыми, но и из-за ошибок в прошедших периодах отчетности, произошедших в результате:

    • неотражения в учете полного погашения ОНО или сокращения его величины;
    • несписания ОНО в ситуации выбытия обязательств, активов, служивших основанием для начисления суммы;
    • записи в виде временной, а не постоянной разницы облагаемых и бухгалтерских трат и поступлений.

    Если обнаруженное в ходе сверки расхождение, приведшее к появлению ОНО, существует, то отложенное обязательство должно отображаться в учете.

    Если обнаруженная причина, приведшая к появлению ОНО, позже аннулирована в одном из минувших периодов без привязки к ОНО, то расхождение должно быть зарегистрировано в бухучете.

    Периодом регистрации считается отчетный период, в котором проведена инвентаризация.

    Списание обнаруженных при целевой проверке отложенных обязательств может быть проведено в последующем как:

    1. Списание ошибки. Удаление суммы (Дт 77 сч. / Кт 68 сч.) допускается при обнаружении налогового обязательства (по прибыли), не оприходованного по 68 счету и равного значению ОНО (Приказ МФ РФ № 63, 28.06.2010). В иных ситуациях корректировка производится сопоставлением с остатками прибыли/убытков (сч. 99) или со счетом нераспределенной прибыли (сч. 84).
    2. Списание прибыли прошедших периодов. Способ применяется при необнаружении причин образования и несписания из учета отложенных обязательств. ОНО списывается в качестве установленной в периоде отчета прибыли минувших периодов (Дт 77 сч. / Кт 99 сч.) на основании приказа руководства предприятия, издаваемого по результатам инвентаризации и сведениям из подготовленной бухгалтерской справки.

    К сведению! На прочие доходы отнесение ОНО производится с использованием счета 99, но не счета 91 (учет иных затрат или доходов).

    В будущем отсутствует влияние на значение налога по прибыли со стороны прежде образовавшейся временной разницы, поэтому корректировкой ОНО регулируется величина условного дохода по налогу по прибыли (Приказ МФ РФ № 94, 31.10.2000).

    Подобным же образом оценивается списание ОНО после инвентаризации (на иные доходы).

    Счет 40160 Резервы предстоящих расходов и Счет 50209 Отложенные обязательства

    Источник: http://ogaze.ru/kal-kyljator-podscheta-kompensacii-otpysk-yvol-nenii

    Резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете учреждения

    Бухгалтерские проводки в бюджетном учреждении санкционирование по резерву отпусков

    Объекты и схемы учета материалов, основных средств или расчетов с контрагентами прозрачны, потому что близки к реалиям жизни. Но когда бухгалтер начинает работать с будущими периодами, предстоящими расходами, иллюзорность объектов и событий вносит путаницу. Такие участки учета требуют особого внимания.

    Данное понятие впервые появилось в Инструкции № 157н от 01.12.2010 и описывает суммы, для которых нельзя определить величину или время исполнения.

    Это слабо прогнозируемые статьи расходов, тем не менее их нужно каким-то образом относить на финансовый результат учреждения.

    Резервы предстоящих расходов и платежей формируются именно для того, чтобы равномерно распределять такие суммы в течение года. Подход к их учету особый и не всегда понятный даже опытным бухгалтерам.

    Инструкция № 157н не обязывает учреждения закладывать такие расходы на будущее, но, учитывая рекомендации Минфина России (письмо № 02-07-07/28998 от 20.05.2015) формировать резервы все-таки стоит для некоторых видов затрат:

    • штрафных санкций/пеней/компенсаций;
    • выплат за предстоящие отпуска по фактически отработанному времени;
    • компенсаций за неиспользованные работниками отпуска, в том числе суммы за социальное страхование;
    • финансовых обязательств, которые могут возникнуть в силу реструктуризации или ликвидации учреждения;
    • резервы на гарантийное обслуживание;
    • иных обязательств, для которых нельзя установить точную сумму и/или время исполнения.

    Суммы отпускных и компенсаций — самый наглядный и распространенный вид предстоящих расходов. Подробные разъяснения по ним дал Минфин России в том же письме № 02-07-07/28998.

    В каждом учреждении может быть свой перечень предстоящих расходов. Важно, чтобы он был зафикисрован в учетной политике с указанием вида резерва, даты его создания, периодичности расчета (раз в месяц, квартал или год) и пр.

    Резерв предстоящих расходов vs расходы будущих периодов

    Несмотря на то что оба понятия определяют суммы, которые будут потрачены в будущем, существует определенная разница в содержании и учете этих расходов.

    В отличие от резервов, расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы. Размер этих затрат определен, они относятся к одному или нескольким периодам в будущем и в бухгалтерском учете признаются согласно датам

    В бухгалтерском учете доходы такого типа отражаются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). Когда наступает период, к которому относятся ранее учтенные доходы, суммы переходят на текущие доходы учреждения.

    Резервы предстоящих доходов и платежей отличаются прежде всего тем, что нельзя точно спрогнозировать величину и/или время исполнения: будут ли они потрачены полностью, во II или в III квартале и пр.

    Учет резервов предстоящих расходов

    Резервы предстоящих расходов и платежей зачисляются на отдельный счет 0 401 60 000 (п. 302 Инструкции № 157н). Анализ потраченных средств по этому счету позволяет учреждению определять резервные суммы, чтобы покрыть отложенные обязательства.

    Минфин России в письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» рекомендует учреждениям детализировать счет и в приложении № 1 приводит пример такой детализации.

    Рис. 1. Рабочий план счетов

    Учреждение может разработать собственную детализацию расходных статей, но ее также следует утвердить в учетной политике учреждения.

    Чтобы в бухгалтерском учете правильно отразить операции по счету, надо опираться на положения инструкции, соответствующей типу учреждения:

    — для казенных — Инструкция № 162н от 06.12.2010;

    — для бюджетных — Инструкция № 174н от 16.12.2010;

    — для автономных — Инструкция № 183н от 23.12.2010.

    Рис. 2. Основные операции, используемые для учета

    Счет 401 60 требует равномерно относить расходы на финансовый результат. С учетом трудозатрат учреждение может установить удобную для него периодичность — раз в месяц или реже.

    Учреждение вправе менять или списывать суммы резервов. Их корректировка проводится с опорой на результаты инвентаризации в порядке, утвержденном учетной политикой. Изменяется сумма резерва той же операцией, что используется при формировании, но методом «красное сторно».

    Резерв можно потратить только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Если резерв не был израсходован в отчетном году, остаток надо скорректировать и перенести на следующий год на ту же статью расходов. Если такого же вида затрат учреждение не планирует, резервная сумма должна быть скорректирована.

    Пример. МАУ «Петровская районная школа искусств» на 30 июня 2017 года начислило резервы предстоящих расходов на отпускные выплаты — 400 000 рублей и уплату страховых взносов — 120 000 рублей. Резервы были сформированы из средств, полученных от коммерческой деятельности.

    В августе 2017 года пять сотрудников отправились в отпуск. Бухгалтерия начислила им отпускные в сумме 90 000 рублей, сумма страховых взносов составила 27 000 рублей.

    Данные операции будут выглядеть так:

    операцииДебетКредитСумма, руб.
    Отражены затраты по формированию резерва расходов на отпускные выплаты2 109 61 211 2 109 60 2132 401 61 211 2 401 61 213400 000 120 000
    Отражены обязательльства по формированию резервов на отпускные выплаты сотрудникам и страховым взносам2 506 90 211 2 50690 2132 502 99 211 2 502 99 213400 000 120 000
    Начислены отпускные2 401 61 2112 302 11 00090 000
    Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды2 401 61 2132 303 02 000 2 303 06 000 2 303 07 0002 303 10 00027 000
    Приняты обязательства по отпускным выплатам текущего года 2 506 10 211 2 506 10 2132 502 99 211 2 502 11 21390 000 27 000
    Уменьшено отложенное обязательство по отпускным выплатам методом «красное сторно»2 506 90 211 2 506 90 2132 502 99 211 2 502 99 213(90 000) (70 000)

    Несмотря на очевидную пользу, резервы предстоящих расходов — достаточно трудоемкий участок учета. Хорошим подспорьем для бухгалтера будет автоматизация этих процессов. Современные учетные программы позволяют отслеживать суммы резервов, корректно разносить их по счетам и учитывать при подготовке отчетности.

    Источник: https://school.kontur.ru/publications/1629

    Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

    Бухгалтерские проводки в бюджетном учреждении санкционирование по резерву отпусков

    Бухгалтерский учет в бюджетном учреждении имеет свои особенности и специфику. При работе со счетами бюджетного учреждения применяются Инструкция 157н и Инструкция № 174н.

    В статье мы рассказываем о типовых проводках, применяемых в бухучете бюджетных учреждений для отражения таких фактов хозяйственной жизни, как проведение взаимозачетов с поставщиками, оплата арендодателю за предоставленное помещение и услуги по его содержанию, поступление, движение и выбытие ОС, формирование принимаемых и отложенных обязательств и резерва отпусков. В приведенных бухгалтерских записях учтены изменения, внесенные в Инструкции 157н и 174н приказами Минфина 298н и 299н от 28.12.2018 года.

    Воспользуйтесь большим справочником по проводкам учреждения:

    Взаиморасчеты с поставщиком

    Бюджетное учреждение может произвести взаимозачет с контрагентом на основании ст.410 ГК РФ. Для этого должны быть выполнены два условия:

    • однородность встречных задолженностей (все денежные требования считаются однородными);
    • наступление срока исполнения.

    Допускается зачет, если срок не указан в договоре или определен моментом востребования. Для проведения операции достаточно заявления одной из сторон, которое должно быть получено другой. Основным документом, подтверждающим факт погашения встречных задолженностей, является акт о взаимозачете.

    Унифицированного бланка нет, поэтому можно выбрать произвольную форму с учетом требований п.2 ст.9 402-ФЗ. Как правило, перед проведением операции стороны подписывают акт сверки взаиморасчетов.

    На основании подписанного обеими сторонами документа о взаимозачете делаются следующие проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

    Д-т

    К-т

    Примечание

    Если задолженность перед контрагентом числится по КФО-2, следует руководствоваться п.95 Инструкции 174н.

    2302хх83х

    2205хх66х

    уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности

    Если задолженность по КФО-4, зачет выполняется с применением счета 030406000.

    4302хх83х

    43040673х

    уменьшена кредиторская задолженность

    23040683х

    2205хх66х

    уменьшена дебиторская задолженность

    Далее следует выполнить перевод средств с вида финансового обеспечения «4» на КФО-2 (п.72 174н).

    43040683х

    420111610

    увеличен забалансовый счет 18 по расходному КОСГУ

    220111510

    23040673х

    увеличен забалансовый счет 17 по доходному КОСГУ

    Когда нельзя произвести взаимозачет

    В ст.411 ГК РФ приведены четыре вида требований, в отношении которых недопустимо проведение взаимозачета:

    • с истекшим сроком давности;
    • о взыскании алиментов;
    • о пожизненном содержании;
    • о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни.

    Запрет на погашение встречных задолженностей может содержаться в договорах, заключенных между бюджетным учреждением и контрагентом или в действующих федеральных законах и иных правовых актах.

    Расчеты с арендодателем

    С 2018 года бюджетные учреждения, арендующие имущество, руководствуются федеральным стандартом «Аренда» (приказ Минфина 258н от 31.12.2016 года).

    Проводки бюджетного учета по выплатам арендодателю зависят от условий, прописанных в договоре.

    Возможно определение ежемесячного обязательного платежа, включающего в себя все расходы на содержание помещения (связь, коммунальные услуги, ремонт и пр.).  В этом случае применяется КОСГУ 224.

    Д-т

    К-т

    Примечание

    0109хх224

    03022473х

    начисление арендной платы

    03022483х

    020111610

    перечисление контрагенту

    Второй вариант – оплата арендодателю по отдельным счетам:

    • фиксированного арендного платежа;
    • коммунальных услуг;
    • эксплуатационных расходов.

    Этот вариант применяется в том случае, когда есть возможность достоверно определить затраты, которые должен взять на себя арендатор. Это возможно при наличии счетчиков воды, тепла, электроэнергии в арендуемом помещении и пр. Начисление производится по каждому выставленному счету.

    Д-т

    К-т

    Примечание

    0109хх224

    03022473х

    арендная плата

    0109хх221

    03022173х

    услуги связи

    0109хх223

    03022373х

    коммунальные услуги

    0109хх225

    03022573х

    текущий ремонт, вывоз мусора

    0109хх226

    03022673х

    прочие услуги по содержанию имущества

    В этом случае для перечисления средств арендатору нужно подготовить несколько платежек (по всем полученным счетам).

    Проводки по основным средствам

    В 2019 году бюджетные учреждения в учете ОС руководствуются федеральными стандартами «Основные средства», «Обесценение активов» (приказы Минфина 257н и 259н от 31.12.2016 года) и пунктами 7-13 Инструкции 157н. Поступление, формирование первоначальной стоимости и принятие к учету отражаются в бухучете следующими проводками.

    Д-т

    К-т

    Примечание

    0106х1310

    0302хх73х

    стоимость объекта ОС по договору с поставщиком

    0106х1310

    0302хх73х

    транспортные, информационные, консультационные, погрузочно-разгрузочные и прочие услуги, стоимость которых включается в балансовую

    0101хх310

    0106х1310

    принятие ОС к учету

    Аналитический код группы и вида синтетического счета 0106х1310 может принимать значения:

    • 11 – для недвижимого имущества;
    • 21 – для особо ценного движимого;
    • 31 – для прочего движимого.

    Измениться первоначальная стоимость может в двух случаях:

    • в процессе реконструкции, модернизации, дооборудования;
    • в результате переоценки.

    Д-т

    К-т

    Примечание

    0106х1310

    0302хх73х

    приобретены ТМЦ, работы и услуги для осуществления модернизации

    0101хх310

    0.106.х1.310

    увеличена балансовая стоимость

    0101хх310

    040130000

    выполнена положительная переоценка (дооценка)

    040130000

    0101хх410

    выполнена отрицательная переоценка (уценка)

    С момента ввода в эксплуатацию ОС стоимостью до 10000 руб. (кроме недвижимого имущества и библиотечного фонда) списываются на забаланс, а на остальные начисляется амортизация по правилам, содержащимся в главе VI стандарта «Основные средства».

    Д-т

    К-т

    Примечание

    040120271

    0109хх271

    0101хх310

    списание при выдаче в эксплуатацию ОС до 10 тыс. руб.

    21

    отражение на забалансовом счете

    040120271

    0109хх271

    0104хх411

    начисление амортизации ОС

    040120274

    0114хх412

    начислены убытки от обесценения объекта ОС

    В процессе эксплуатации может производиться внутреннее перемещение ОС. В проводке счета дебета и кредита будут одинаковы:

    • Д-т 0101хх310 К-т 0101хх310

    В аналитике изменяются МОЛ и подразделение.

    При выбытии основных средств в бюджетном учете выполняются следующие проводки.

    Д-т

    К-т

    Примечание

    Для ОС с износом 100%

    0104хх411

    0101хх410

    списана балансовая стоимость

    Для ОС с износом менее 100%

    0104хх411

    0101хх410

    списана стоимость ОС в сумме начисленной амортизации

    040110172

    0101хх410

    списана остаточная стоимость ОС (за вычетом обесценения, если оно производилось)

    Если в процессе эксплуатации выполнялось обесценение ОС, при выбытии сумму убытка необходимо списать.

    0114хх412

    0101хх410

    списана сумма убытка от обесценения актива

    Принимаемые обязательства

    Обязательства бюджетного учреждения – это обусловленная законом или заключенным договором обязанность предоставить денежные средства юрлицу или физлицу. Учет их ведется с применением счетов:

    • 050201000 – принятые обязательства;
    • 050202000 – принятые денежные обязательства;
    • 050207000 – принимаемые обязательства.

    Аналитические группы в разрезе финансовых периодов (п.309 Инструкции 157н и п.163 Инструкции 174н):

    • 10 – санкционирование по текущему году;
    • 20 – по первому году, следующему за текущим;
    • 30 – по второму, следующему за текущим;
    • 90 – санкционирование на иные очередные года.

    Проводки, отражающие движение обязательств, принятых на текущий финансовый год, показаны в таблице.

    Д-т

    К-т

    Примечание

    050610ххх

    050217ххх

    на счете 50610 отражается право на принятие обязательств на текущий год, проводка выполняется при размещении извещения о закупке в сумме максимальной цены контракта

    050217ххх

    050211ххх

    проводка выполняется при заключении договора в результате конкурсных процедур в сумме фактической цены контракта

    050217ххх

    050610ххх

    отражена экономия, полученная в ходе торгов

    050610ххх

    050211ххх

    отражена сумма увеличения стоимости контракта при изменении его существенных условий

    Уменьшение стоимости контракта выполняется двумя проводками методом «красное сторно»:

    050217ххх

    050211ххх

    050610ххх

    050217ххх

    Вместо знаков ххх следует поставить КОСГУ, по которым производится закупка.

    Отложенные обязательства

    В процессе хозяйственной деятельности бюджетные учреждения формируют резервы на предстоящие расходы будущих периодов. Вместе с этим принимаются отложенные обязательства.

    Для их учета предназначены счета 050690ххх «Право на принятие обязательств на иные очередные годы» и 050299ххх.

    Для отражения движения отложенных обязательства в бюджетном учете применяются проводки, показанные в таблице.

    Д-т

    К-т

    Примечание

    050690ххх

    050299ххх

    принято обязательство на сумму созданного резерва

    050610ххх

    050211ххх

    принято обязательство на текущий финансовый год

    050690ххх

    050299ххх

    методом «красное сторно» уменьшены отложенные обязательства на сумму, освоенную в текущем году

    Проводки резерва отпусков

    В соответствии с п. 302.1 Инструкции 157н бюджетное учреждение может создавать резервы предстоящих расходов с целью равномерного отнесения затрат на финансовый результат. В этом же пункте содержится перечень расходов, для оплаты которых допустимо формировать резерв.

    В него включены оплата очередных ежегодных основных и дополнительных отпусков, компенсаций при увольнении и начисленных на эти суммы страховых взносов. Движение всех резервов учитывается на счете 040160000. Для отражения резерва отпусков в бюджетном учете учреждение может использовать, например, счет 040161000.

    Это положение следует включить в учетную политику. Проводки по начислению резерва по отпускам показаны в таблице.

    Д-т

    К-т

    Примечание

    Формирование резерва

    040120211

    040161211

    по отпускным и компенсациям

    040120213

    040161213

    по начислениям на оплату труда

    Начисление в текущем периоде за счет созданного резерва

    040161211

    030211737

    отпускных и компенсаций

    страховых взносов

    040161213

    030302731

    на обязательное социальное страхование

    030306731

    на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

    030307731

    на ОМС

    030309731

    на ОПС по дополнительному тарифу

    030310731

    на ОПС (страховая часть)

    Средства из созданного резерва должны расходоваться только на те затраты, для покрытия которых он был сформирован.

    Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102857-qqq-07-17-provodki-v-buhgalterskom-uchete-byudjetnogo-uchrejdeniya

  • Юрист Андреев
    Добавить комментарий