Конститутивная теория признания государства

Признание государств.: По справедливому мнению Д. И. Фельдмана, признание государства — это

Конститутивная теория признания государства
По справедливому мнению Д. И. Фельдмана, признание государства — это одновременно своего рода оферта на уста­новление правоотношений с признаваемым государством. Тем не менее в принципе признание — это политический акт двух государств — при­знающего и признаваемого1.

В науке международного права для объяс­нения роли и значения признания государств сформулированы следую­щие две теории.

Конститутивная теория признания. Ее сторонниками являются Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти, М. Бастид, С. Патель, Г. Кельзен и др. Например, Л.

Оппенгейм писал, что признание «являет­ся по своей природе конститутивным. Оно обозначает возникновение международных прав и обязанностей признанного общества»2. По мне­нию Д.

Анцилотти, международная правосубъектность «становится дей­ствительной и конкретной одновременно с признанием» и что «не может быть правоотношений с государством, еще не получившим признания»3.

Признание в современном международном праве / под общ. ред. Д. И. Фельдмана. М., 1975. С. 57.

Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. Полутом 1. С. 136—137.

Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1961. С. 164—165.

146

Глава V. Субъекты международного права. Правопреемство

Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, ди­пломатические выводы в отношении непризнанного государства.

Конститутивная теория несовместима с международным правом, по­скольку она игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета.

Эта теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли «старых» членов сообще­ства государств.

Непризнание каким-либо государством другого государ­ства вовсе не означает, что оно может не считаться с правами государст­ва, которое им не признано.

Декларативная теория признания. Этой теории придерживается по­давляющее большинство юристов-международников. Ее сущность за­ключается в том, что признание лишь констатирует возникновение но­вого субъекта международного права.

Признание предполагает внутрен­нюю независимость вновь возникшего государства, но его не создает. «Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене— Признанием его лишь констатируется его рождение»1. Л. А.

Моджорян справедливо отмечает, что признание «не создает ново­го субъекта международного права».

Жизнеспособные государства, воз­никшие в результате реализации права наций на самоопределение, а так­же жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет»-.

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаим­ной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и не­вмешательства во внутренние дела.

Новое государство может появиться в результате: а) социальной ре­волюции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борь­бы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали не­зависимые государства; в) слияния двух или более государств или разъ­единения одного государства на два или более.

Признание нового государства является свободным актом, посредством которого одно или несколько государств констатируют существование на определенной территории человеческого общества, организованного в по­литическом отношении, независимо от всякого другого существующего го­сударства, способного соблюдать предписания международного права, и вследствие этого заявляют о своей воле рассматривать его как члена меж­дународного сообщества.

Признание или непризнание не влияет на существование нового го­сударства. Признание имеет декларативное значение.

Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных наро­дов. Т. 1. С. 184.

Моджорян Л. А. Основные права и обязанности государств. М, 1965. С. 82.

§ 7. Международно-правовое признание

147

Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение. Иными слова­ми, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами при­знанного государства.

Признание исходит от органа, компетентного согласно публичному праву заявлять о признании соответствующего государства.

Источник: https://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/priznanie-gosudarstv.html

Теории признания в международном праве

Конститутивная теория признания государства

Определение 1

Признание в международном праве (международно-правовое признание) представляется формальным актом (либо действием) государства, который констатирует какой-то определенный факт, с которым это государство видит связь наступления конкретных юридических последствий в области международных взаимоотношений. В соответствии с международным правом это является признанием существующими государствами вновь образованных государств либо правительств или же иных органов, которое позволяет устанавливать им официальные либо неофициальные, полные либо неполные, постоянные или временные взаимные отношения.

Исторически образованы теории признания:

  1. декларативная;
  2. конститутивная.

Рассмотрим их особенности.

Теории признания

Декларативная теория исходит из того, что государство считается субъектом международно-правовых отношений с момента собственного появления.

Признание не может наделять государство правосубъектностью международного типа, а только может констатировать эту правосубъектность, оно может способствовать входу нового государства в систему межгосударственных взаимных отношений.

Представителем данной теории является Мартенс.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Конститутивная теория базирована на совершенно противоположном положении, согласно которому образование государства не равно образованию субъекта международного права; им оно может становиться лишь после получения признания от иных государств. Эта теория поставила международную правосубъектность государств в зависимость от их признания иными государственными образованиями.

Непризнанное государство находится как бы снаружи от круга международного общения из-за отсутствия возможности реализации собственных основных прав и обязанностей, установлении стабильных межгосударственных отношений. Признание, этим образом, «собирало» государство как международно-правовой субъект. Данная теория оправдала весь произвол и вмешательство во внутренние дела появлявшихся государств.

Представителями данной теории являются:

От этой концепции отталкивался Парижский конгресс 1856 года, утвердив существование зависимости выхода государства на международную сцену от дачи согласия на это мощнейших держав.

Именно этим путем «допустили» Турцию на этом конгрессе к сотрудничеству со странами Европы. Широкую известность обрела непростая история признания РСФСР, а позже СССР, которая растянулась на многие годы.

После образования в 1949 году КНР западные государства, во главе с США, большое количество лет отказывались признавать ее.

Мнения российских юристов-международников в настоящее время берут за основу представление о том, что признание вновь образованного государства – акт крупнейшей политической важности. Признание дарит возможности новому государству эффективной реализации собственной международной правосубъектности.

А государство, не получившее признание, имеет только лишь возможность осуществления собственной правосубъектности, участия в многосторонних конференциях, международных организациях, договорах.

Так, закрепляя норму о том, что членом ООН может являться лишь государство, Устав ООН не выдвигает требование, чтобы этому факту предшествовало признание.

Вместе с этим прием государства, не получившего признание, в международную организацию совершенно не может означать его признания со стороны государств, которые проали за его принятие, а только может подтверждать, что оно – субъект международного права с момента собственного появления.

Не образуя государства в образе субъекта международного права, признание может констатировать наличие юридического факта, который связывается с образованием нового государства.

Признание оказывает помощь государству в более полном пользовании собственными базовыми правами, несении базовых обязанностей, участии в образовании и обеспечении международных правовых норм. Признание может осуществляться в границах принципов международного права.

В сущности, принцип сотрудничества может требовать от вновь образованных и уже существующих государств генезиса взаимных стабильных отношений, что не может являться возможным без признания.

Существуют следующие формы признания:

  • юридическая;
  • фактическая.

Юридическое признание подразделено на признание де-юре и де-факто. Де-юре – это полное признание, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, то есть формирование стабильных политических взаимоотношений.

Практическая жизнь государств наработала конкретные способы оформления полного юридического признания.

Оно, обычно, представляется выраженным, это значит – фиксация признания, проявление желания устанавливать дипломатические и другие связи конкретно в официальном документе.

Возможным является и подразумеваемое признание. Де-факто в образе особой юридической формы признания не является полным, в связи с возникающими отношениями, признающими и признаваемыми государствами не дорастают до ступени дипломатических взаимоотношений.

От юридического (официального) признания необходимо отличить фактическое (неофициальное). Оно реализуется в форме постоянных (эпизодических) контактов на правительственном и неправительственном ступенях. Вариантом фактического признания считается признание разовое, на конкретный случай (ad hoc).

Признание может оформляться актом государства признающего. Примером можно считать Указ Президента Российской Федерации от 12.05.1993 года «О признании Эритреи». В нем говорится о том, что исходя из того, что по итогам референдума о независимости провозглашено вновь образованное государство — Эритрея, признать Эритрею в форме самостоятельного и независимого государства.

Замечание 1

Признание государства субъектом международно-правовых отношений также означает, что признается и его правительство.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/teorii_priznaniya_v_mezhdunarodnom_prave/

Теории признания государств

Конститутивная теория признания государства

В доктрине международного права существуют две теории признания: декларативная и конститутивная.

Согласно декларативной теории (Ф. Ф. Мартенс) признанием лишь заявляется (декларируется) факт возникновения нового государства как субъекта международного права, но признание не оказывает никакого влияния на правосубъектность признаваемого государства.

Представители конститутивной теории (Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти, Г. Кельзен) полагают, что только признание создает (конституирует) государство как субъект международного права.

Такая позиция означает, что вопрос о возникновении нового субъекта международного права решается уже существующими субъектами, которые принимают политически и юридически мотивированные решения. При таком подходе правосубъектность признаваемого государства ставится в зависимость от существующих государств, что нарушает принцип суверенного равенства.

При этом отсутствуют международно-правовые нормы, устанавливающие необходимое число государств, которые должны выразить признание.

В Уставе ОАГ 1948 г. предусмотрено, что “политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания…” (ст. 12).

Практика государств показывает, что в “чистом виде” ей не соответствует ни первая, ни вторая теория. Государство возникает и существует безотносительно к факту его признания другими государствами. Но любое признание – позитивный фактор для международной правосубъектности нового государства. В каждом акте признания присутствуют элементы как декларативного, так и конститутивного характера.

На практике институт признания применяется по отношению как государства, так и правительства. Однако провести четкую грань между ними не всегда возможно.

Дело в том, что во многих случаях признание нового государства означает также признание возглавляемого это государство правительства, или наоборот. Хотя практике известны исключения. Например, в 1949 г.

в связи с провозглашением Китайской Народной Республики СССР заявил о признании правительства КНР, а не КНР как государства.

Вопрос о признании правительства возникает прежде всего, когда оно приходит к власти неконституционным путем (в результате Гражданской войны, переворота и т.п.) или когда возникают споры о правомерности реализации конституционных способов прихода к власти (например, признание легитимности итогов выборов).

В этом случае признание правительства означает, что признающее государство намерено установить отношения только с этим правительством, считая, что именно оно легитимно выступать от имени данного государства, в том числе в международных отношениях.

При этом каких-либо общепризнанных критериев признания нового правительства не существует.

Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, если оно эффективно осуществляет власть на территории государства, эффективно контролирует ситуацию в стране, проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, включая права иностранцев, выражает готовность к мирному урегулирован ню конфликта, если таковой имеет место внутри страны, и заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

Признание правительства не может истолковываться как его одобрение.

Практика государств Латинской Америки, где происходила частая смена правительств, послужила основой возникновения двух международноправовых доктрин признания правительств: доктрины Тобара и доктрины Эстрада.

Доктрина Тобара берет свое начало из письма министра иностранных дел Эквадора Карлоса Тобара к консулу Боливии в Брюсселе от 15 марта 1907 г., в котором К.

Тобара высказал точку зрения о допустимости и правомерности косвенного вмешательства американских государств в дела того американского государства, где идет гражданская война или происходит насильственная смена правительства. Такое вмешательство, по мнению К.

Тобара, должно выражаться в непризнании правительств, пришедших к власти неконституционным путем. США, использовав эту доктрину, инициировали оформление соответствующего положения в Конвенции от 20 декабря 1907 г.

: пять центрально-латиноамериканских государств (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) обязались не признавать правительство, которое может установиться в одной из этих стран в результате государственного переворота или революции.

Доктрина Эстрада связана с именем министра иностранных дел Мексики Нэнаро Эстрада. В его “Коммюнике по вопросу о признании новых правительств” от 27 сентября 1930 г.

в противоположность доктрине Тобара, сообщается, что правительство Мексики инструктировало своих дипломатических представителей в том, что Мексика не высказывается по вопросу о признании новых правительств, не оценивает “ни поспешно, ни односторонне нрава других наций сохранить или заменить свои правительства или власти”. Соответственно согласно доктрине Н. Эстрада особого признания правительства не требуется, поскольку это является вмешательством во внутренние дела и нарушает государственный суверенитет. Следует ограничиваться лишь сохранением или отзывом дипломатического представительства, избегая тем самым оценок нового режима.

В международных актах регионального характера по-разному зафиксированы положения, касающиеся вопроса признания нового политического режима в государствах. Например, по Пакту Лиги арабских государств 1945 г. каждое государство-член “должно уважать политический режим в других государствах и считать его внутренним делом каждого государства.

Оно обязуется отказаться от всякого действия, которое имело бы целью изменение этого режима”. По Акту Африканского Союза 2000 г. государства-члены обязаны уважать основополагающие ценности, такие как права человека, демократическая система правления, осуждение неконституционной смены правительства.

Государства-члены, которые не соблюдают этих ценностей, могут быть подвергнуты санкциям политического и экономического характера.

С 1965 г. институт признания правительств не используют Франция и Бельгия, с 1980-х гг. – Австралия, Канада, Нидерланды и другие государства. В 1977 г. США, а в 1980 г. и Великобритания заявили об отказе от практики признания правительств.

Современная практика свидетельствует о том, что многие государства не выступают с заявлениями о признании правительств, их признание выражается в наличии дипломатических отношений и осуществлении сотрудничества.

В большинстве случаев заявления государств по случаю прихода к власти нового правительства делаются не с целью выражения суждения о его легитимности, а в рамках торжественного приветствия или выражения поддержки совместного сотрудничества.

Источник: https://studme.org/59163/pravo/teorii_priznaniya_gosudarstv

Признание государств и признание правительства. Конститутивная и декларативная теория признания. Признание де-юре, де-факто и ad hoc

Конститутивная теория признания государства

В современном мире постоянно идут процессы, касающиеся субъектов международного права. Некоторые государства только образуются, другие перестают существовать, третьи изменяются, но так как все эти изменения происходят в пределах одной межгосударственной системы, возникают закономерные вопросы, о признании нового субъекта и о его правопреемстве.

Международно-правовое признание – это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым оно считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Истории международных отношений известны случаи незамедлительного признания новых государств и правительств, а также длительных отказов в нем.

Признание как правовой институт включает главным образом обычно правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций.

Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая.

Юридическое признание может быть, как де-юре так и де-факто. Такое разделение производится в зависимости от объема юридических последствий, которые влечет за собой международно-правовое признание.

Признание де-факто — одна из традиционных форм официального признания вновь возникшего государства или правительства, применяющаяся в тех случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового правительства или самого государства либо не намерено до определенного времени или наступления определенных условий официально и окончательно признавать нового субъекта международного права или его правительство. При признании де-факто возможно установление консульских отношений и сотрудничество в различных областях и формах (торговые, финансовые и иные отношения), но подобное признание иногда носит характер дискриминации признаваемого. Данная форма признания может быть реализована, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях.

Признание де-юре может быть в случаях, когда признающее государство не сомневается в законности происхождения признаваемого государства или правительства, либо вынуждено в силу обстоятельств согласиться с необратимостью этого факта и считает нужным вступить в нормальные дипломатические отношения и сотрудничать с признаваемым государством.

От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое и неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов, как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).

Способами признания являются ноты, заявления, договоры, в которых прямо говорится о предоставлении признания. Признание оформляется актом признающего государства.

Признание бывает явно выраженным (устное или письменное заявление) или молчаливым, вытекающим из поведения (действия или воздержания от действий) данного государства.

Признаваемой стороной могут быть вновь возникшее государство, новое правительство, борющаяся за независимость нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона.

Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Современной международной практике известны следующие способы образования новых государств — субъектов международного права:

1) образование государства нового исторического типа в результате социальной революции;

2) образование государства в результате национально-освободительной борьбы;

3) образование нового государства посредством объединения нескольких государств в одно;

4) образование нового государства посредством выделения из состава, продолжающего существовать государства, части его территории;

5) образование нескольких новых государств как следствие распада, разделения государства.

Появление нового государства, как субъекта международного права должно происходить с соблюдением принципов международного права, включая принцип самоопределения народов и наций.

Будучи делом соответствующего народа, оно вызывает, тем не менее, определенную реакцию со стороны правительств других стран.

Способом официального реагирования на такого рода события является признание или непризнание.

Относительно юридического значения признания для нового государства есть две теории: конститутивная и декларативная.

Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета. Непризнание каким-либо государством другого государства не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.

Декларативной теории признания придерживается подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущность в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. При этом государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, т.е.

независимо от признания.

Но это не должно принижать политико-юридического значения самого акта признания нового государства, поскольку данный акт есть также выражение признающим государствам своей готовности уважать суверенитет и независимость признаваемого государства, поддерживать с ним нормальные международно-правовые отношения.

В силу принципа суверенного равенства все государства юридически равны, независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств.

Поэтому вновь образованное государство становится субъектом международного права в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права.

Признание или непризнание не влияет на существование нового государства, поэтому признание имеет лишь декларативное значение.

Непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях.

Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые али за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения.

Хотя признание обычно адресуется вновь возникшему государству, но может предоставляться и правительству государства, когда оно приходит к власти неконституционным путем — в результате гражданской войны, переворота и т.п. Каких либо критериев признания такого рода правительств не существует.

Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, если оно эффективно осуществляет власть на территории государства, контролирует ситуацию в стране, проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, выражает готовность к мирному урегулированию конфликта, если таковой имеет место внутри страны, и заявляет о готовности соблюдать международные обязательства. Однако признание правительства не может истолковываться как его одобрение. Государства, объявляющие о признании нового правительства, должны исходить из того, что только народ каждого государства в праве решать вопрос о правительстве и форме правления.

Признание правительства является либо окончательным и полным, либо временным или ограниченным лишь некоторыми юридическими отношениями. Признание де-юре нового правительства вытекает или из определенного заявления, или из положительного факта, ясно означающего намерения предоставить это признание.

При отсутствии такого заявления или факта признание не может считаться полученным.

Признание де – факто нового правительства выражается определенным заявлением, подписанием соглашений, имеющих ограниченное значение либо временный характер, или поддержанием отношений с новым правительством по текущим делам.

Достаточно просто либо продолжать поддерживать дипломатические отношения, либо отозвать дипломатическое представительство, что позволяет избегать принятия или непринятия нового режима. Проблема признания борющейся за независимость нации или национально-освободительного движения, может возникать приминительно к национально-освободительному движению в лице его органов.

Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Народ, борющийся за свою государственность, является субъектом международного права. В ходе этой борьбы он создает органы, выступающие от его имени.

Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию международной правосубъектности. Это облетает реализацию права на получение помощи как от государств, так и от международных организаций, а также на осуществление других основных прав.

Признание органов и организаций национально-освободительного движения может сопровождаться установлением официальных отношений и учреждением их представительств в признающем государстве.

Признание восставшей и воюющей стороны относится к признанию повстанцев на различных ступенях гражданской и национально-освободительной войны.

Источник: https://studbooks.net/1043271/pravo/priznanie_gosudarstv_priznanie_pravitelstva_konstitutivnaya_deklarativnaya_teoriya_priznaniya_priznanie

Институт признания в МП: сущность, виды

Конститутивная теория признания государства

В международную систему периодически входят новые государства – субъекты международного права (МП). По международным обычаям, выработались нормы, регулирующие реакцию международного общества на образование нового государства и являются институтом признания.

Понятие института признания в международном праве

Определение 1

Признание представляет собой политический правовой акт страны, в котором проявляется расположение к взаимоотношениям.

Начало истории института признания датируется еще XVI в., в период отделения Испании от Нидерландов, а затем и Португалии. США признала Франция во время борьбы за независимость (1778 г.), в итоге британское правительство объявило французам войну.

Признание новой страны, принятие ее в состав международного общества реализуется обычно:

  • или «по умолчанию», то есть молчаливым способом, посредством «конклюдентных действий» (к примеру, установление дипломатических отношений, заключение договора);
  • или «громко и зримо», то есть заявлением, нотой. Признание укрепляет позиции новой страны в международном сообществе, открывает возможности для сотрудничества. По поводу факта непризнания, как правило, также делается заявление. Зачастую непризнание расценивают, как недружественный акт.

Естественно, не признается (и не должна) страна, созданная вследствие агрессии, нарушения принципов единого МП. Но и проблема агрессии, и проблема нарушения главных принципов МП подвергаются толкованию; в свою сторону толкуют страны и вопрос признания/непризнания тех или других образований как страны-субъекта МП.

Пример 1

Наглядным примером служит образование «государства» Косово вследствие агрессии НАТО против Югославии и нарушение основных принципов МП.

Два подхода к признанию

Ясно, по какой причине выработать «писаное право» с целью признания не получается. Комиссии международного права ООН не удалось завершить кодификацию института признания. Различают 2 подхода к факту признания:

  • в соответствии с первым подходом, факт признания становится следствием международной правосубъектности страны, и она получает статус государства юридически; таким образом, конституируется новый субъект МП (по конститутивной теории);
  • в соответствии со вторым подходом, страна становится правосубъектной вне зависимости от признания, а факт признания только информирует о рождении государства, объявляет свершившийся факт (по декларативной теории).

В практике превалирует декларативная теория признания. Выделяют признание де-юре (юридически) и де-факто (фактически).

Определение 2

Признание де-юре является официальным, полным, безусловным и окончательным признанием.

Определение 3

Признание де-факто выступает признанием временным, ограниченным, на определенный случай, для конкретных переговоров (признание ad hoc).

Пример 2

Примером признания де-факто служит участие в международной организации либо многогранном договоре – в границах, необходимых для участия в них.

В случае если какая-то уже существующая страна не хочет признавать образовавшееся государство, тогда между ними не могут возникать правоотношения. После 1917-го г. США более 15 лет не признавали Советскую Россию (и далее СССР). Только в 1933-м г. СССР и США подписали Соглашение о налаживании дипломатических отношений.

Замечание 1

Полагают, что признание является правом государств, а не обязанностью.

одновременно с этим многие юристы считают, что имеет место международно-правовая обязанность, которая вытекает из Устава ООН, – признавать страну, если она отвечает требованиям, то есть является миролюбивой, принимает и способна выполнять обязательства Устава ООН, признает обязательства касаемо разоружения и нераспространения ядерных оружий и т.д. В российском государстве факты признания стран оформляются в указах Президента России.

На сегодняшний день в мире есть ряд образований, претендующих на международную правосубъектность и признание от других государств.

Пример 3

Примером являются так называемые «самопровозглашенные государства»: Приднестровская Молдавская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра, часть Нагорного Карабаха (Азербайджан), именуемая «Республика Арцах» и другие.

Возможно, вопрос признания данных образований будут решать в крупном противостоянии стран и государственных групп различных цивилизационных типов, с целью обмена более существенными «возмещениями».

Признание нового правительства

Кроме признания новой страны, имеет место также практика признания нового правительственного органа. Если государство признается, следовательно, автоматически признается и правительство данного государства..

И наоборот, признание правительства автоматически означает признание государства. Одновременно с этим практика признания правительства имеет некоторую автономность.

Признание правительства необходимо, когда данное правительство появляется незаконным/неконституционным путем (вследствие переворота, революции, насаждения иностранцами).

Замечание 2

Надо сказать, что на практике признание правительств постепенно искореняется. Вместо процесса признания страны или устанавливают, или не устанавливают дипломатические отношения с соответствующей страной.

Существуют прецеденты: если в какой-то стране новое правительство появляется насильственным, неконституционным способом, тогда иностранные государства разрывают отношения с этим государством либо расторгают отдельные договоры (к примеру, об экономическом сотрудничестве).

Различают юридическое и фактическое признание правительства. Еще одним специфическим видом признания выступает признание правительства в эмиграции/изгнании.

Пример 4

В период Второй мировой войны, после нападения Германии на государства Норвегии, Польши, Бельгии, Чехословакии правительства данных стран оказались за рубежом и признавались правительствами в эмиграции. Или другой пример: После нападения Ирака на Кувейт в 1990-м г. правительство Кувейта перешло в Саудовскую Аравию, откуда представляло свое государство.

Пример 5

После нападения Ирака на Кувейт в 1990-м г. правительство Кувейта перешло в Саудовскую Аравию, откуда представляло свое государство.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/institut-priznanija-v-mp/

Признание государств в международном праве

Конститутивная теория признания государства


Институт признания государств является одним из самых старых и сложных вопросов в международном праве. Вот уже на протяжении нескольких веков вопросы, связанные с признанием государств, являются одними из самых актуальных вопросов в международном праве.

Связано это прежде с тем, что в мире нередко происходят события, в результате которых появляются новые государства, однако институт признания регулируется обычными нормами, а в отдельных вопросах международными договорами и резолюциями международных организаций.

Попытки кодифицировать данный институт международного права не обвенчались успехом, поэтому данный институт до сих пор остается некодифицированным, а вопросы признания решаются исходя из практики государств и общепризнанных принципов международного права.

Значительную актуальность институт признания государств в международном праве приобрел с появлением ряда непризнанных самопровозглашенных территориальных образований, которые претендуют на признание их как независимых государств.

Для начала необходимо разобраться в самом понятии признание государства. Итак, на сегодняшний день отсутствует единого и четкого определения понятия «признание государства», которое в свою очередь порождает ряд проблем функционирования данного института в международном праве.

Так, например, в отношении дефиниции признания государства нет единства мнений.

Одни ученые считают, что признание государств представляет собой односторонний акт, которым государство признает факт образования нового государства и тем самым его международно-правовую субъектность; другие, определяют данное понятие как процедуру, при помощи которой правительства существующих государств реагируют на определенные изменения в мировом сообществе определение; третьи, считают, что под понятием признание государства следует понимать соответствие на самом деле субъекта, объявившего, что является государством, определенным требованиям.

Вместе с тем, в международном праве выделяют конститутивную и декларативную теории признания государств.

Согласно конститутивной теории, только существующими субъектами международного права могут приниматься решения о признании вновь образовавшегося образования государством.

При этом отсутствуют международно-правовые нормы, устанавливающие необходимое число государств, которые должны выразить признание, а также в случае, если не все государства признают его субъектом, то какой юридический статус будет у данного «государства».

Другая теория, декларативная, утверждает, что субъектом международного права государство признается в момент образования, и не требует какого- либо признания другими субъектами международного права. Данная теория закреплена в ряде международных актов.

Так, например, согласно статье 3 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г, «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами.

Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов» [4]. Также, данная Конвенция определяет основные признаки государства: во-первых, постоянное население; во-вторых, определенная территория; в-третьих, собственное правительство; в- четвертых, способность вступления в отношения с другими государствами. Тоесть, если у данного образования имеются перечисленные признаки государства, то данное образование уже является государством. Однако и данная теория имеет свои минусы. Отвечая всем критериям государственности, на практике непризнанные территориальные образования все же не являются субъектами международного права.

Однако не стоит забывать, что на сегодняшний день на мировое признание претендуют ряд государств, которые в будущем могут создать угрозу для других государств и мировой безопасности. Так, например, Нагорно-Карабахская Республика, которая возникла на оккупированных Арменией международно-признанных территориях Азербайджана в 1991 году.

В 1991 -1993 году разгорелся военный конфликт с Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном, в результате которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха.

В свою очередь, поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население.

В 1993 году Советом Безопасности ООН данное действие Нагорно-Карабахской Републики было квалифицировано, как оккупация территории Азербайджана армянскими силами, соответственно оно не может быть признано на международном уровне.

Согласно декларативной теории, любое территориальное образование, которое захочет стать государством при имеющихся признаков государства будет обладать международной правосубъектностью. Однако данная теория не предусматривает эффективных мер, препятствующих случаям не соответствующего нормам международного права возникновения различных территориальных образований, претендующих на статус независимых государств. В этом случае любое территориальное образование, объявив о своей «независимости», становится субъектом международного права (например, ДАИШ).

Существует и смешанная теория, которая предполагает слияние доктринальной и конститутивной теории.

Сторонники данной теории считают, что для признания территориального образование государством, необходимо наличие признаков государства, а также необходимо международное признание данного территориального образования.

На наш взгляд, необходимо четко закрепить условия, при которых данное территориальное образование может быть признано государством.

Во-первых, вновь созданное государство должно обладать соответстующими признаками, такими как территория, население, правительство и др.

Во–вторых, при своем образовании, данное государство не должно нарушать общепризнанных принципов и норм международного права.

В ряде случаев, мировое сообщество может ответить отказом в признании определенные территориальные образования в качестве независимых государств, которые были созданы с нарушением норм и принципов международного права. Так, например, Южная Родезия.

Совет Безопасности ООН призвал все государства не признавать это территориальное образование, провозглашенное белым меньшинством без согласия всего населения страны.

Также СБ ООН призвал не признавать созданные Южной Африкой банду-станы Транскей, Бохувотсвана, Венда, Гскей в качестве независимых государств как созданные с нарушением международного права. Стоить отметить, что мировое сообщество вправе принять меры, направленные на уничтожение территориальных образований, созданных с нарушением норм и принципов международного права. Например, вполне оправданно применение любых средств, в том числе вооруженной силы, в борьбе с ДАИШ.

В-третьих, в ООН представлены почти все государства мира, которых объединяет общая цель по поддержанию мира и безопасности. Принятие государства в члены ООН осуществляется

На наш взгляд, при наличии данных критериев, государство можно считать признанным. Так, например, государство Израиль, которое имеет свою территорию, народ, органы государственной власти.

Израиль признают около 166 государств, также оно является членом ООН. Однако около 26 государств, не признают Израиль как государство.

Однако навряд ли можно говорить о том, что Израиль не имеет международно-правового признания.

В-четвертых, образование государства должно поддерживаться самим народом, который там проживает. Также, в данном государстве должен быть установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека.

Так, например, в 2012 году в Косово состоялся референдум о статусе населенных сербами северных районов края. В итоге, подавляющее большинство не признали независимость Косово и приштинские властные структуры. Против признания приштинских властей в Северном Косово проало 99,74 % граждан, принявших участие в референдуме.

Таким образом, проблема признания новых государства на международной арене продолжает привлекать внимание многих учёных. Необходимо разработать и закрепить условия признания вновь образовавшихся территориальных образований, претендующих на статус государств.

Литература:

  1. Моисеев Е. Г. Про6лема Косово и международное право // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4 (40). С. 84–87.
  2. Уляницкий В. А. Возникновение и признание новых государств / Международное прав// Золотой фонд российской науки международного права. Т. III. М. 2010. С. 76–84.
  3. Савчук К. А. Проблема международно-правового признания государств в контексте фрагментации международного права // Российский юридический журнал. 2013. № 5.
  4. Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 г //URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38249008#pos=0;0 (дата обращения: 28.11.17)

Основные термины(генерируются автоматически): государство, территориальное образование, признание, образование, признание государств, мировое сообщество, Нагорно-Карабахская Республика, Нагорный Карабах, декларативная теория, конститутивная теория.

Источник: https://moluch.ru/archive/186/47594/

Юрист Андреев
Добавить комментарий