Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель

Должен ли арендатор платить земельный налога и кто должен оплачивать

Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель

Стороны, закрепив в договорной форме все условия аренды земельного участка, в будущем вынуждены будут обратиться к разрешению вопросов, связанных с порядком начисления и выплаты земельного налога. Оценка названого налога, как составляющая аренды земли, тесно связана, прежде всего, с его правовой природой.

Законодатель закрепил за собственником право передачи в аренду земельного участка (ст. 607 ГК РФ). К важным условиям договорных отношений по аренде п. 3 ст. 607 ГК РФ относит полное и четкое описание предмета – участка земли. Сторонам необходимо зафиксировать в соглашении об аренде:

  • данные о местонахождении земли;
  • цель использования;
  • границу;
  • номер кадастровый.

Игнорирование данного требования закона, является поводом для сомнений в юридической чистоте соглашения, с признанием его по решению суда незаключенным.

Понятие налога на землю

Каждый собственник или пользователь, независимо от несения бремени оплаты использования участка земли, несет ежегодную обязанность выплат на счет государственного бюджета налога на землю.

Земельный налог обязателен в силу закона. Фиксирование величины его ставки принадлежит муниципалитету, территориально контролирующему участок земли (ст. 387 НК РФ). Названый обязательный платеж вменен (ст.

388 НК РФ):

  • каждому владельцу участка земли (доли);
  • постоянному пользователю земли на праве закона (например, в силу аренды или пожизненного владения).

Получатель платежа — бюджет субъекта РФ, так как это местный налог. Наименование налога определяет объект налогообложения — земля. Причем она может быть отнесена к названному объекту только при условии ее нахождения на территории определенного муниципалитета или же на территории Москвы и Санкт-Петербурга — городов федерального значения (ст. 389 НК РФ).

Факт арендных правоотношений на землю служит основанием для уплаты налога из личных средств собственника или постоянного пользователя, но не арендатора. Например, аренда земли предприятием у физлица послужит причиной бюджетного требования у последнего.

Специфика взиманий налога на землю заключается именно в этом. Аренда офисного помещения или функционального здания (его части) не влечет за собой обязанности выплат зем.

налога в силу того, что не происходит переход права собственности на помещение или его часть и, соответственно, на землю под ним (абзац 1 статьи 606, пункт 1 статьи 650 ГК РФ).

Суммарный состав арендной платы, в этом случае, может включать в себя статью расходов арендодателя по внесению в бюджет зем. налога, но лишь при закреплении в договорной форме условия о такой выплате.

Важно! Но при этом налог платит в бюджет сам арендодатель и только он. Договор силу действующего законодательства не может содержать норму о возможности внесения в бюджет зем. налога арендатором вместо арендодателя. Последнее вытекает из прямого указания налогового закона о выплате налоговых обязательств непосредственно налогоплательщиком.

При вхождении земельного надела в имущественную массу паевого инвест. фонда бюджетное требование должно быть отнесено в адрес управляющего этим фондом.

Юридические и физ. лица, являясь плательщиками единого налога (ЕНВД), освобождаются от зем. налога при условии использовании принадлежащей им земли в целях предпринимательства.

Налоговая ставка тесно связана с категорией участка – его качественными характеристиками. При этом тот или иной муниципалитет имеет право вносить корректировки в процентную ставку.

Не редки случаи, когда ставка зем. налога за прошедший период может отличаться по размеру от установленной на текущий годовой период.

Это может быть связано, прежде всего, с внесением изменений в кадастровую стоимость земли в текущем году.

Требования к порядку выплат налога

Основы правил выплат зем. налога зафиксированы в ст. 397 НК РФ.

Законодатель предоставил местным органам самоуправления разрабатывать процедуру, вносить временные корректировки по уплате, жестко определив, что принятые ими нормы и организационные решения не должны входить в противоречие с НК РФ.

Это требование распространяется, например, на формирование списка освобожденных от уплаты платежей налогоплательщиков. Как пример такой правоприменительной практики может являться снижение сумм его оплаты пенсионерам на необлагаемую часть, применяемой в некоторых регионах РФ.

Для физ. лиц срок уплаты, в том числе и при аренде земельного участка – один раз в год после получения квитанции на оплату – налогового уведомления. В нем содержатся все необходимые для оплаты реквизиты и приведен размер налога. Такое уведомление налоговые органы должны сформировать до 01 марта года, следовавшего за отчетным.

По установившей практике вместе с уведомлением гражданину одновременно представляется форма заявления на случай несоответствия данных, которые содержаться в уведомлении, фактическим обстоятельствам формирования сумм налога по конкретному объекту налогообложения. Иными словами, для физических лиц расчетная составляющая налога производится соответствующими подразделениями налоговых органов.

Для юр. лиц законодатель предусмотрен несколько иную процедуру. Во-первых, расчет этого обязательного платежа производится ими своими силами. Соответственно, формирование платежных документов, в частности, для уплаты зем. налога при аренде земли осуществляется ими самостоятельно.

Проявление внимания – это главное при их заполнении. Перепутать банковский счет или налоговые реквизиты разных муниципальных образований нельзя. Ошибка может стоить признанием факта уклонения от уплаты обязательного платежа. Для предприятия и предпринимателя периодичность выплат зем.

налога – четыре раза в течение года. При этом платеж в первом квартале, полугодии и по истечении девяти месяцев признается как авансовый, а годовой – формирующий и окончательный. Аванс обязателен к оплате в течение 30 дней.

Первый квартал — до 30 апреля, полугодие – до 30 июля, девять месяцев – до 30 октября. Окончательный расчет юр. лицу и ИП надлежит произвести до первого февраля, следующего за отчетным годом. Муниципалитету  предоставлено право внести изменения в срок уплаты как для физических, так и для юр. лиц.

Однако устанавливать срок, превышающий максимальный временной норматив налогового законодательства, муниципалитет не вправе.

При приобретении юр. лицом земли для строительства на нем жилого дома для населения, платеж устанавливается в 2-кратном размере к последующим платежным периодам на срок три года с государственной регистрации права на землю. Физ. лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, осуществляет расчет и выплату зем. налога  по тем же правилам, что и юр. лица.

Для предпринимателя существует лишь одна существенная особенность – земельный налог подлежит уплате только на объекты, которые используются в целях предпринимательства. Так, если в собственности или на праве владения у ИП имеется земельный надел и он, как физ. лицо, распоряжается им только для личных целей, то эта земля попадает в налоговый режим, который установлен физ.

лицам.

Порядок расчета при аренде земли у государства

Земля арендуемая у государства, находится в правовом режиме предоставленной в пользование. Налог, в таком случае, будет являться формой платы за пользование гос. ресурсами и площадью.

Данные о земле, как объекте налогообложения приведены в плане, карте, специальной документации и кадастровом паспорте конкретного участка. Кадастровый паспорт содержит наиболее точную информацию.

Для определения налога существенной является информация о финансовом доходе владельца или пользователя, полученном с земельного участка, а также фактические данные, подтверждающие его плодородность и расположение. При расчете платежа на землю сельхоз.

назначения, в первую очередь, учитывается ее качественные характеристики. Разработан и законодательно утвержден специальный алгоритм расчета земельного налога: Нр=Нс*К1*К2*Оп.

  • Нс — действующая налоговая ставка (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;
  • К1 — увеличивающий коэффициент ставки в курортных районах;
  • К2 — увеличивающий коэффициент ставки в связи со статусом города, где находится участок;
  • По — общая площадь земли (в кв. м).

Для земельных участков, используемой в сельском хозяйстве, задействованной в жилфонде, а также купленной для возведения жилья, приобретенной для выращивания цветов или растений, огородничества и личного подворья ставка по налогу не должна превышать 0,3%.

Использование земли в иных целях повлечет за собой применение налоговой ставки, исчисленной исходя из 1,5% от ее стоимости, зафиксированной в кадастровом паспорте.  Далее посмотрите полезное видео по уплате земельного налога.

https://www..com/watch?v=yOrfVdXu4mY

Источник: http://arendaexpert.ru/zemelnyj-nalog-pri-arende-zemelnogo-uchastka/

Аренда и налогообложение | Экономическая газета

Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель

Много вопросов у плательщиков по-прежнему вызывает налогообложение при арендных отношениях. Прежде всего это относится к возмещению налога на недвижимость и платежей за землю.

В частности, есть сомнение по поводу того, какая сумма налога на недвижимость исключается из балансовой прибыли при исчислении налога на прибыль при условии возмещения арендатором согласно договору части налога на недвижимость арендодателю.

Отметим, что в соответствии с Законом “О налоге на недвижимость” плательщиками этого налога являются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет. При этом налогом облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков.

Инструкцией “О порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость юридическими лицами”, утв. постановлением ГНК от 2000-05-10 г. N 40, установлено, что этот налог по сданным в аренду основным средствам (кроме долгосрочно арендуемых) уплачивает их собственник (арендодатель).

Общая сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов отражается в расчете налога на прибыль отдельной строкой и исключается из балансовой прибыли. Поэтому арендодатель в расчете налога на прибыль должен исключать общую сумму исчисленного налога на недвижимость, так как является плательщиком этого налога.

Сумма возмещенного арендатором налога на недвижимость по мере поступления у арендодателя включается в состав внереализационных доходов. При этом арендодатель может не исключать возмещаемую сумму налога на недвижимость из балансовой прибыли при расчете налога на прибыль. В этом случае возмещение налога на недвижимость у арендодателя отражается через счета расчетов (62, 76).

У плательщиков вызывает затруднение и вопрос, касающийся отнесения на затраты у арендодателя сумм налога за землю в случае возмещения арендатором части земельного налога согласно договору аренды.

Законом “О платежах за землю” определено, что плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли. При этом объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.

Инструкцией “О порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами”, утв. постановлением ГНК от 2000-04-18 г.

N 33, установлено, что основанием для исчисления земельного налога является государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования им, договор аренды или решение соответствующего органа о ее предоставлении. Платежи за землю относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Поэтому арендодатель, являясь плательщиком налога за землю, всю сумму исчисленного налога включает в затраты, а сумма возмещенного арендатором налога по мере поступления у арендодателя относится на уменьшение затрат.

Арендодатель может не включать в свои затраты сумму налога на землю, возмещаемую арендатором, и, соответственно, отражать ее через счета расчетов.

Плательщики часто обращаются в МНС и с вопросом, куда следует относить арендатору суммы возмещения налога на недвижимость и земельного налога, выставленные арендодателем.

Здесь все решается просто. Письмом от 2001-01-20 г. N 2-3-10/351 разъяснено, что все суммы (в том числе и суммы возмещения налога на недвижимость и земельного налога), уплаченные арендатором согласно договору аренды пропорционально занимаемой площади, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

С 2002-10-14 г. вступил в силу Указ Президента от 2002-09-30 г. N 495 “О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности”, которым отменен указ Президента от 21.

08.96 г. N 302 “О порядке определения минимальных ставок арендной платы за помещения в административных зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности”*. В соответствии с п.6 Указа N 495 арендодателям названных зданий, сооружений и помещений предписано в трехмесячный срок привести размеры взимаемой арендной платы в соответствие с этим Указом.

Отметим, что согласно п.4 Положения об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности, и условиях освобождения от арендной платы и предоставлении их в безвозмездное пользование, утв.

Указом N 495, в размер арендной платы, рассчитываемой в порядке, установленном Положением, включаются налоги и платежи, уплачиваемые арендодателем в соответствии с налоговым, бюджетным и иным законодательством.

При этом размер арендной платы при применении понижающих коэффициентов не должен быть ниже амортизационных отчислений, налогов и платежей, которые вносятся в бюджет арендодателем в соответствии с названным законодательством (п.5 Положения).

Обратим особое внимание, что организации, которым указанные здания, сооружения и помещения передаются в безвозмездное пользование, обязаны возмещать плату за землю и налог на недвижимость пропорционально занимаемой площади.

МНС подготовит по этим вопросам соответствующие разъяснения.

Автор публикации: Алла ТРАШКОВА, главный государственный инспектор отдела ресурсных платежей и отчислений в целевые бюджетные фонды МНС

Источник: https://neg.by/novosti/otkrytj/arenda-i-nalogooblozhenie-1548

Налоговые нюансы по плате за землю

Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель

Реализация принципа платного использования земельных участков, определенного ст.206 Земельного кодекса Украины, базируется на соблюдении субъектами земельных отношений требований ст.

125-126 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 №2768-III с изменениями и дополнениями (далее – ЗКУ) по оформлению права собственности в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», что и формирует основания возникновения налоговых обязательств по плате за землю.

Согласно п.269.1 ст. 269 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ).

Владельцы земли и землепользователи платят плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком (п.287.1 ст.287 НКУ).

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, платят равными долями владельцы и землепользователи земельных участков по местонахождению участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем ​​налогового (отчетного) месяца (п.287.3 НКУ).

Об арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Согласно п.п.14.1.136 п.14.1 ст.14 НКУ арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности – обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка (п.288.2 ст.288 НКУ).

Объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный в аренду (п.288.3 ст.288 НКУ).

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка (п.288.1 ст.288 НКУ).

Статьей 13 Закона Украины от 16 октября 1998 года № 161-XIV «Об аренде земли» с изменениями и дополнениями (далее – Закон №161) установлено, что договор аренды земли – это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями обязательства и требованиями земельного законодательства.

Одной из существенных условий договора аренды земли, предусмотренных ст.15 Закона №161, является арендная плата с указанием ее размера, индексации, способа и условий расчетов, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.

При этом по соглашению сторон в договоре аренды земли могут отмечаться другие условия.

Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (п.288.4 ст.288 НКУ).

Согласно ст.116 ЗКУ граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ЗКУ, или по результатам аукциона.

Право собственности на земельный участок, право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав (ст.125 ЗКУ).

Право собственности, пользования земельным участком оформляется в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (ст.126 ЗКУ).

Следует отметить, что согласно ст. 25 Закона №161, арендатор земельного участка обязан, в частности, приступать к использованию земельного участка в сроки, установленные договором аренды земли, зарегистрированным в установленном законом порядке.

Итак, арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности уплачивается арендатором со дня возникновения права пользования земельным участком, а именно со дня регистрации договора аренды земельного участка, если иное не установлено условиями договора.

Также, просим обратить внимание плательщиков, в случае, если последний день уплаты платы за землю приходится на выходной или праздничный день, ее нужно оплатить накануне установленного предельного срока – в последний день (банковский) день.

Следует отметить, что использование земельного участка без оформления соответствующего права является нарушением законодательства.

Органы местного самоуправления, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Украины может поставить вопрос о компенсации ущерба землепользователями (юридическими и физическими лицами), в которых не оформлено право пользования земельным участком, а именно отсутствует документальная фиксация прав в соответствующих реестрах (Государственный земельный кадастр), в форме не полученной арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности.

Согласно ст. 206 ЗКУ использование земли в Украине является платным.

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-ezhednevnyj-buxgalterskij-obzor-39-nalogovye-nyuansy-po-plate-za-zemlyu

Арендуем земельный пай: кто платит налог на землю?

Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель

В принципе, ответить на поставленный вопрос можно и не залезая в юридические дебри*, надежно скрывающие различия между правовыми статусами земельного участка и земельного пая.

Для налоговых целей нам достаточно будет того, что и тот и другой являются объектами обложения земельным налогом. Об этом сказано в п. 270.1Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г.

№ 2755-VI (далее — НКУ).

При этом п.п. 270.1.2 НКУ уточняет, что налогообложению подлежат только те земельные доли (паи), которые находятся в собственности.

Уже из одного этого вы сами можете сделать вывод, что сельхозпредприятие — арендатор земельных паев к уплате земельного налога за них не имеет никакого отношения.

Его «налоговые» полномочия по договору аренды земпая ограничиваются выплатой арендной платы физлицу — арендодателю пая и удержанием с такой выплаты налога на доходы физических лиц.

А кто же в таком случае платит земельный налог? Прямой ответ вы найдете в п.п. 269.1.1 НКУ. В нем плательщиками земельного налога названы собственники земельных долей (паев). Казалось бы, все ясно и вопрос окончательно и бесповоротно исчерпан — земельный налог обязаны платить физлица**, с которыми у вас заключены договоры аренды паев.

Впрочем, осталась еще одна деталь, причем немаловажная, пусть не для самого сельхозпредприятия — арендатора пая, но для его арендодателя — физического лица. Дело в том, что в соответствии с п. 281.3 НКУ

на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН) владельцы земельных долей (паев) освобождаются от уплаты земельного налога при условии передачи их в аренду плательщику ФСН

Таким образом, если ваше предприятие является плательщиком ФСН (или собирается им стать с начала будущего года), то каждый из граждан, передавших вам свои земпаи в аренду, имеет (ну или получит в будущем году) право на указанную льготу по земельному налогу. Полагаем, они будут вам благодарны, если вы разъясните им этот приятный для них момент. При этом имейте в виду следующее.

По общему правилу, если право на льготу возникает в течение года, то освобождение применяется начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право (см. п. 284.2 НКУ).

Вместе с тем для подтверждения или приобретения статуса плательщика ФСН сельхозпредприятие ежегодно до 20 февраля подает налоговому органу комплект документов, перечисленных в п. 308.1 НКУ. После чего в течение 10 рабочих дней получает от налоговиков соответствующую справку (см. п.

 308.3 НКУ). Подробнее об этой процедуре читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 11, с. 15.

Выходит, совершенно не исключено, что в будущем году ваше предприятие сможет похвастаться такой справкой перед своими арендодателями земпаев не раньше первых чисел марта. Неужели это будет означать, что льготу по земельному налогу они получат лишь с апреля?

На наш взгляд, столь буквальное прочтение п. 284.2 НКУ здесь не уместно. Более того, в целом не уместно применять эту норму к рассматриваемой ситуации.

Почему, спросите вы? Да потому, что упомянутая справка подтверждает ваш статус плательщика ФСНс первого дня того календарного года, в котором она выдана. Значит, и физлица — арендодатели земельных паев получают свою «земельную» льготу с первого дня этого года. А в п.

 284.2 НКУ речь идет, как видим, о ситуации, когда право на льготу возникает в течение года. То есть это явно не наш случай.

Куда большую опасность для неосвобождения от земельного налога собственников земпаев, передавших их в аренду плательщикам ФСН, таит в себе консультация в Базе знаний, подкатегория 112.04.

В ней налоговики упрямо настаивают на том, что право на такое освобождение физлицу — арендодателю пая дает только тот договор аренды, который зарегистрирован в государственном земельном кадастре*.

С критикой такого фискального подхода вы давно знакомы из наших многочисленных публикаций на эту тему (см., например, «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 11, с. 28, № 26, с. 11, № 40, с. 43; 2014, № 22, с. 21). Такими же аргументами оперируют и суды, вплоть до высших инстанций. Так, в информационном письме ВАСУ от 28.12.2012 г.

№ 2614/12/13-12 («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 11, с. 36) указывается, в частности, что налоговое законодательство не требует государственной регистрации договора аренды земельного участка (пая).

То есть такая регистрация/нерегистрация не должна помешать тому, чтобы квалифицировать тот или иной участок как находящийся в пользовании сельскохозяйственного товаропроизводителя.

А значит, мнение налоговиков о неосвобождении физлиц — арендодателей земельных участков, земельных долей (паев) от уплаты земельного налога в случае, если договоры аренды не прошли государственную регистрацию, можно смело игнорировать. Во всяком случае, у ваших арендодателей — собственников земельных паев есть все шансы отстоять причитающуюся им льготу по земельному налогу в судебном порядке.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2014/december/issue-98/article-4078.html

Земельный налог как часть арендной платы

Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель

Если в договоре аренды земельного участка прописано условие о возмещении арендодателю земельного налога, будьте уверены — налоговики эти суммы включат в налоговую базу по НДС. Оспорить такое решение в суде компания вряд ли сможет. Подтверждение тому — Определение Верховного суда РФ от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312.

Суть спора

Организация заключила долгосрочный договор аренды земельного участка.

В нем было предусмотрено, что арендатор должен помимо арендной платы компенсировать арендодателю земельный налог и (или) авансовый платеж по нему, начисленный на арендованный земельный участок в соответствии с законодательством о налогах и сборах. С сумм такой компенсации арендодатель НДС не исчислял и счета-фактуры арендатору не выставлял.

Обнаружив этот факт при проверке, налоговики доначислили с суммы возмещения земельного налога НДС. Они квалифицировали данные суммы как денежные средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Поэтому на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ включили их в налоговую базу по НДС.

Не согласившись с таким решением, арендодатель обратился в суд. В защиту своей позиции он привел разъяснения, данные специалистами ФНС России в п. 2 письма от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@.

В них сказано, что компенсационные выплаты на возмещение затрат арендодателя по содержанию сданных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы по НДС. Соответственно, счет-фактуру на эти суммы арендодатель не выставляет.

По мнению компании, данный подход должен применяться и при получении от арендатора возмещения в счет уплаты арендодателем земельного налога.

Позиция арбитров

Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Приведем их аргументацию.

При расчете налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

При этом согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В данном случае денежные средства, являющиеся компенсацией расходов арендодателя на уплату земельного налога за переданные в аренду земельные участки, имеют прямое отношение к сдаче указанных земельных участков в аренду и фактически являются дополнительной платой по договору аренды. При этом рассматриваемая компенсация подлежит учету в налоговой базе по НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как имеющая прямое отношение к договору аренды и связанная с оплатой за аренду земельных участков.

Арбитры также отметили, что в гражданско-правовых отношениях цена определяется соглашением сторон договора, если законом не предусмотрено иное. Согласно ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором аренды. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание различных форм арендной платы.

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Таким образом, земельный налог уплачивает собственник участка. Исходя из положений ст.

614 ГК РФ, в договоре аренды может быть предусмотрена компенсация земельного налога, которая будет считаться составной частью арендной платы.

На основании вышеизложенных норм суды пришли к выводу, что арендодатель в нарушение ст. 164 и 167 НК РФ не исполнил обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельных участков в виде возмещения расходов по уплате земельного налога.

Компания попыталась оспорить вынесенное решение в Верховном суде, но потерпела поражение. Суд признал позицию налогового органа правомерной.

Высшие арбитры подтвердили вывод кассации о том, что дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога имеет прямое отношение к договору аренды и связана с оплатой за аренду земельных участков. Следовательно, ее необходимо учитывать при определении налоговой базы по НДС.

Также они указали, что в спорной ситуации возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых ему арендатором.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/323383/

Арендатор уплачивает земельный налог: последствия для арендодателя — Audit-it.ru

Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель

О. П. Гришина

Журнал “Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения” № 11/2016

Арендодатель вправе переложить на арендатора уплату земельного налога (в виде компенсации сумм налога) по участку, которым владеет на праве собственности. Нужно ли возмещение земельного налога считать дополнительным доходом от реализации и включать в облагаемую базу по НДС?

Если земля принадлежат арендодателю, то он вправе переложить на арендатора уплату земельного налога. При этом арендатор, конечно, не будет непосредственно осуществлять платеж в бюджет, поскольку плательщиком данного налога является владелец участка – арендодатель.

Но условиями сделки на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю сумму уплаченного земельного налога. Между тем экономия на земельном налоге в подобной ситуации может обернуться для арендатора дополнительными расходами, в частности, в виде НДС, так как обозначенную сумму компенсации следует включить в налоговую базу по нему.

Судьи категоричны – сумма возмещения земельного налога является дополнительным доходом от реализации, подлежащим налогообложению.

Арендатор не является плательщиком земельного налога

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03-05-04-02/51336.

С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

О компенсации суммы земельного налога

Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним.

В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч.

 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного.

Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды.

Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налого­обложении.

Компенсацию земельного налога нужно включить в налоговую базу. Почему?

Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

  • является составной частью арендной платы;
  • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.

Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога.

Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.

2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст.

 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см.

Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

Пример

В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж[2]).

Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

И это не считая пеней, исчисление которых производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). В данном случае пени начнут исчисляться с 21.10.2016. День погашения налоговой задолженности не должен учитываться при ее расчете, что следует из Письма Минфина России от 05.06.2016 № 03-02-07/39318.

* * *

Итак, Гражданский кодекс не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога по участку, являющемуся предметом аренды.

Между тем сумма компенсации налога (если она имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду) может быть квалифицирована в качестве дополнительной платы по договору аренды. С точки зрения уплаты НДС обозначенная компенсация связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Следовательно, ее нужно учесть в базе при налогообложении. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ № 305-КГ16-10312. Не учитывать его – рискованно.

[1] Федеральный закон от 21.07.1997 №?122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a69/888141.html

Юрист Андреев
Добавить комментарий