Материальные правовые нормы примеры

Материальные и процессуальные нормы примеры

Материальные правовые нормы примеры

Социальные нормы формировались на ранних этапах образования общества.

Слаженность начала проглядываться сначала в поведении, организации быта, добычи пропитания.

Позже устанавливались общие правила, регулирующие отношения между людьми.

Так или иначе, но упорядоченность и нормативность – это неотъемлемые признаки современного человеческого общества, для поддержания порядка в котором должен функционировать властный аппарат – государство.

Административно-правовые нормы служат не только действенным методом принуждения подчинения слоев населения общегосударственному устою, но и механизмом повышения эффективности управления во всех сферах жизни социума.

Административно-правовые нормы созданы для регулирования публичных отношений, возникающих в процессе государственного управления.

Их используют при осуществлении внутриорганизационной деятельности исполнительных органов и госслужбы.

Отношения, установленные положениями административного права, часто называют управленческими или центральными.

Как и любые другие нормы, эти также формальны, поскольку присутствуют в подзаконных актах, а их принятию и отмене предшествует четко обозначенная процедура.

Реализация административно-правовых норм подкреплена санкциями, которые применяются должностными лицами и уполномоченными госструктурами.

Материальные и процессуальные нормы административного права

Специфические особенности административно-правовых норм определены характером регулируемых ими отношений между участниками общественных правоотношений.

Юридическим нормам в сфере управления присущи такие черты: В отличие от юридических норм иных видов, административные обладают собственными средствами защиты от некорректной интерпретации и неуместного применения, что позволяет решать споры, зарожденных между участниками правоотношений, во внесудебном порядке.

Юристы аргументируют данную особенность ориентированностью управленческого процесса на эффективную координацию экономико-политических сфер.

В первую очередь подразумевается структура административно-правовой нормы и внутренняя взаимосвязь всех ее элементов.

Строение правовой нормы в сфере госуправления традиционно, поскольку состоит она из гипотезы, диспозиции и санкции.

При этом административные нормы не сводятся к единственной статье какого-либо одного подзаконного документа.

Именно гипотеза фактически определяет условия воплощения в жизнь последней.

Условия применения гипотезы указывают на конкретные обстоятельства, при которых норма приобретает юридическую силу.

Так, например, гипотезы статьи из Ко АП РФ могут быть как абстрактными, определяя лишь условия применения диспозиционной части, так и казуистическими, то есть связывающими положения юридической статьи с отдельными фактическими случаями.

Диспозиция как составляющая часть правила поведения субъектов служит непосредственной нормой, предписывающей права и обязанности участников отношений.

Диспозиция в статьях Кодекса об административных правонарушениях может быть трех видов: Предписывающие диспозиции четко определяют, как должны вести себя участники правоотношений, и возлагают на них обязанность осуществления однозначных действий.

Пример административно-правовой нормы с выраженной диспозицией присутствует в пункте № 132 Правил организации теплоснабжения в РФ от .

Согласно тексту документа, после завершения регистрации обращения потребителя в регистрационном журнале обязанностью должностного лица является выбор организации, обеспечивающей теплоснабжение потребителя.

Разрешающие диспозиции устанавливают, какими функциями и правомочиями наделяются публичные субъекты государственного управления в рамках требований данного правила поведения.

Так, в ходе реализации государственного контроля над экологическими показателями уполномоченные должностные лица имеют право потребовать устранения выявленных нарушений, принять решение о приостановлении работы организации или применить другие, более эффективные меры юридического воздействия, предустановленные на законодательном уровне.

Запрет на выполнение прямых действий или бездействия, которые считаются противоправными, накладывается запрещающей диспозицией.

Яркие примеры административно-правовых норм, содержащих такой вид диспозиции, встречаются в Правилах дорожного движения.

Например, при закрытом шлагбауме водителю запрещено выезжать на железнодорожный переезд.

При этом никакого значения не имеет, какого цвета сигнал светофора горит в данный момент.

Данный элемент административно-правовой нормы определяет последствия для нарушителя в случае неисполнения диспозиции.

Тема 3. финансово-правовые нормы и субъекты финансового права

Диспозиция в статьях Кодекса об административных правонарушениях может быть трех видов: Предписывающие диспозиции четко определяют, как должны вести себя участники правоотношений, и возлагают на них обязанность осуществления однозначных действий.

Пример административно-правовой нормы с выраженной диспозицией присутствует в пункте № 132 Правил организации теплоснабжения в РФ от .

Согласно тексту документа, после завершения регистрации обращения потребителя в регистрационном журнале обязанностью должностного лица является выбор организации, обеспечивающей теплоснабжение потребителя.

Разрешающие диспозиции устанавливают, какими функциями и правомочиями наделяются публичные субъекты государственного управления в рамках требований данного правила поведения.

Так, в ходе реализации государственного контроля над экологическими показателями уполномоченные должностные лица имеют право потребовать устранения выявленных нарушений, принять решение о приостановлении работы организации или применить другие, более эффективные меры юридического воздействия, предустановленные на законодательном уровне.

Запрет на выполнение прямых действий или бездействия, которые считаются противоправными, накладывается запрещающей диспозицией.

Яркие примеры административно-правовых норм, содержащих такой вид диспозиции, встречаются в Правилах дорожного движения.

Например, при закрытом шлагбауме водителю запрещено выезжать на железнодорожный переезд.

При этом никакого значения не имеет, какого цвета сигнал светофора горит в данный момент.

Данный элемент административно-правовой нормы определяет последствия для нарушителя в случае неисполнения диспозиции.

Материальные и процессуальные нормы права

В санкции к статье содержатся указания на меры административной ответственности, применяемые к человеку, совершившему проступок.

Для примера следует обратить внимание на статью 5.62 Ко АП РФ, в которой присутствует санкция за дискриминацию человека по половой принадлежности, расе, цвету кожи, религии и другим особенностям. Если противоправное деяние было оказано юридическим лицом, максимальный размер штрафа может достигать 100 тысяч руб.

За посягание на права, свободы и интересы другого человека нарушителю грозит штраф в размере от 1 тыс. Помимо штрафа, накладываемого за нарушение норм Кодекса, в структуру административно-правовых норм также входят и другие санкции, подразумевающие дисквалификацию, административный арест, запрет на право занимать ту или иную должность, лишение прав и др.

Все существующие правила поведения субъектов разделяются на несколько категорий.

Три основных вида административно-правовых норм отличаются характерными юридическими свойствами.

Это позволяет классифицировать их по ряду признаков.

Существуют: Классификация административно-правовых норм различается по субъектам правоотношений.

Отдельно издаются подзаконные акты для регулирования деятельности госорганов, организаций предприятий.

Помимо них, в Ко АП РФ также присутствуют статьи, определяющие нормы поведения граждан, сферы деятельности общественных и религиозных организаций, а также аппарата госслужащих.

Кроме того, положения Кодекса затрагивают также права, обязанности и интересы иностранных лиц (граждан и организаций), находящихся на территории России.

По действию во времени нормы могут быть срочными, то есть имеющими заранее оговоренную дату прекращения юридической силы, и бессрочными.

Ограниченным во времени являются указы о введении чрезвычайного положения, действие которого определяется исключительными обстоятельствами (разрушительным природным или природно-антропогенным явлением); бессрочные нормы, которые должны реализовываться до тех пор, пока не претерпят официальных изменений или не будут отменены.

Юридические нормы, в том числе и те, что принимаются в сфере госуправления, приобретают официальное значение с момента подписания документа либо в указанный для его вступления в законную силу срок.

Виды административно-правовых норм можно выделить по действию в пространстве подзаконного документа.

Речь может идти как о нормах, предусмотренных многосторонними международными договорами, сила которых распространяется не только в пределах РФ, но и на территории иных государств, так и о положениях федеральных законов или местных нормативно-правовых актах, действующих в территориальных пределах конкретного региона страны.

В обобщенном понятии контроль можно рассматривать как единую систему методов воздействия социума на человека как отдельного индивидуума с целью коррекции его поведения, соответствующего сформированной правильной модели.

В принципе такое определение вполне подходит и для описания понятия правового контроля, который является разновидностью социального.

В любом случае под данным термином можно понимать важное условие для полноценной жизнедеятельности социальных групп или организаций, в частности государства.

Правовой контроль следует рассматривать как сложную структуру, состоящую из моделей должного поведения с одной стороны и системы участников правоотношений с другой.

Фактически реальное поведение людей контролируется другими людьми при применении данных норм, но при этом их соблюдение является обязательным для всех.

Материальные и процессуальные нормы права –

Эффективность правового контроля выражается в степени реализации установленных норм в поведении людей.

Применение положений из нормативных актов является прямой реализацией правовых норм, которая заключается в осуществлении правомерных действий субъектов, не противоречащих законным требованиям и выраженных в использовании прав, выполнении обязанностей.

Сам процесс практического задействования правил и требований осуществляется субъектами.

Юридические положения, претворяясь в жизнь, реализуются путем их соблюдения, применения и исполнения.

В первом случае имеется в виду добровольное подчинение граждан, организаций, негосударственных предприятий и прочих субъектов нормам административного права, а также воздержание от совершения действий, которые данными положениями запрещаются.

Следовательно, для реализации юридических норм вовсе не обязательно принимать активное участие в конкретных правоотношениях.

Применить положения исполнительных актов полномочны только представители исполнительной власти.

Применение юридических правил поведения выражено в издании правовых актов, содержащих требования материального либо процессуального административного права.

Такие документы создаются для определенных целей и касаются определенного лица (группы лиц) – например, приказ об увольнении, регистрация торгового объединения и др.

Применение административно-правовых норм может быть возложено на судебные органы (взыскание за совершение правонарушения).

Эффективность правового контроля выражается в степени реализации установленных норм в поведении людей.

Применение положений из нормативных актов является прямой реализацией правовых норм, которая заключается в осуществлении правомерных действий субъектов, не противоречащих законным требованиям и выраженных в использовании прав, выполнении обязанностей.

Сам процесс практического задействования правил и требований осуществляется субъектами.

Юридические положения, претворяясь в жизнь, реализуются путем их соблюдения, применения и исполнения.

В первом случае имеется в виду добровольное подчинение граждан, организаций, негосударственных предприятий и прочих субъектов нормам административного права, а также воздержание от совершения действий, которые данными положениями запрещаются.

Следовательно, для реализации юридических норм вовсе не обязательно принимать активное участие в конкретных правоотношениях.

Применить положения исполнительных актов полномочны только представители исполнительной власти.

Применение юридических правил поведения выражено в издании правовых актов, содержащих требования материального либо процессуального административного права.

Такие документы создаются для определенных целей и касаются определенного лица (группы лиц) – например, приказ об увольнении, регистрация торгового объединения и др.

Применение административно-правовых норм может быть возложено на судебные органы (взыскание за совершение правонарушения).

Источник: http://oxbridge.spb.ru/pravo/materialnye-i-processualnye-normy-primery

Материальные и процессуальные нормативные предписания в системе российского законодательства: диалектика взаимосвязи и проблемы разбалансированности (Белоусов С.А.)

Материальные правовые нормы примеры

Дата размещения статьи: 20.03.2016

При рассмотрении материального и процессуального законодательства как соотносимых категорий неизбежно возникает проблема их сбалансированности (либо несбалансированности).

Полностью избежать дисбаланса в ситуации тесного взаимодействия материального и процессуального в правовой действительности практически невозможно.

Другой вопрос, какова будет суть, природа такого дисбаланса, и это, соответственно, будет предопределять пути его преодоления.

Основной факт, который необходимо уяснить и который во многом является определяющим, заключается в том, что дисбаланс материального и процессуального законодательства принципиально отличается от других видов законодательного дисбаланса, например отраслевого. Последний выражается в дисгармонии, несоответствии двух (или более) по своим основным характеристикам равных элементов.

Здесь нет прямых отношений зависимости одной отрасли от другой, можно говорить лишь о взаимосвязи и взаимодополнении различных сфер правового регулирования. Дисбаланс в данном случае устраняется путем приведения “отстающей” отрасли в соответствие более развитой, причем на разных этапах развития общественных отношений одна и та же отрасль может выступать и в той, и в другой роли.

Дифференциация законодательства на материальное и процессуальное имеет иную природу, нежели отраслевое деление. Признавая парность рассматриваемых категорий и даже соглашаясь в некотором роде с авторами, употребляющими при характеристике их взаимосвязи термин “единство”, знак равенства между ними в любом случае поставить нельзя.

Не означает данный широко употребляемый термин и то, что содержанием процесса является само материальное право, ибо это было бы слишком простой и односторонней трактовкой.

Сегодня из-за увеличения объектов и объемов гражданского оборота, появления новых форм собственности, изменения в видах и мерах ответственности предпринимателей взаимосвязь материального и процессуального права существенно усложнилась [1, с. 197].

Вопрос о характере дисбаланса между материальным и процессуальным законодательством сводится к ответу на другой вопрос: что же из них первично? Все-таки, несмотря на аргументы защитников процессуального права, приписывание процессуальным нормам “самостоятельной содержательной ценности” [12, с.

417], отрицать их зависимость от норм материального права все же сложно.

Следовательно, и дисбаланс в этих отношениях практически всегда будет односторонний – чаще всего можно говорить о том, что процессуальное законодательство в целом или в том или ином аспекте не соответствует материальному, но не наоборот.

В пользу того, что дисбаланс материального и процессуального права не может быть равносторонним, говорит и позиция некоторых авторов, связывающих понятие “процесс” с термином “правовая аномалия”, означающим отклонения от привычного течения социальных процессов (в противовес, очевидно, связи материального права с понятием “норма”).

Так, Е.Г. Лукьянова пишет: “Исторически из необходимости упорядочить с помощью специальных юридических средств определенную часть отношений, опосредующих разрешение и устранение аномальных конфликтных проявлений материальных отношений, возникает особая форма государственной деятельности – процессуальная деятельность (процесс)” [8, с.

66].

Изменения в общественных отношениях находят (или же пытаются найти) свое отражение прежде всего в отраслях материального права. И когда говорят, что право не успевает за реальностью, то имеют в виду именно материальное право.

В то же время процессуальное право должно еще больше стремиться к стабильности, нежели право материальное.

Активное использование субъектами права юридических средств (особенно это касается предпринимательской деятельности) основывается на четкой процедуре разрешения споров [2, с. 75], формирование которой требует определенного (и весьма значительного) времени.

Поэтому, если так можно выразиться, процессуальное право еще сильнее отстает от стремительно меняющихся общественных отношений, чем материальное право, но это вполне закономерно и объяснимо.

В результате мы приходим к выводу о существовании еще одной причины дисбаланса материального и процессуального права – причине, продиктованной законами объективной реальности.

Если общественные отношения имеют тенденцию к постоянному изменению, развитию, совершенствованию, то обслуживающее их материальное право – к желанию за ними угнаться в угоду требованиям потребителей, с одной стороны, и сохранению своих достигнутых позитивных качеств, с другой стороны.

На процессуальном же законодательстве “ударная волна” экономических, политических, социальных и других реформ сказывается в последнюю очередь, в результате чего оно оказывается запаздывающим уже по отношению к чуть более оперативному материальному праву. В то же время, как отмечают И.А. Галаган и А.В.

Василенко, назначение процессуальных норм заключается в опосредовании динамического осуществления материально-правовой сущности [3, с. 60].

Баланс в рассматриваемой паре, таким образом, достигается посредством того, что процессуальное законодательство догоняет материальное. Это касается всех без исключения отраслей законодательства, начиная с конституционного.

Так, Декларация прав и свобод человека, принятая в 1991 году, впервые провозгласила право каждого человека на судебную защиту от действий и решений любых государственных органов, должностных и иных лиц, нарушающих его права и свободы (ст. 32).

Столь важная по своей демократической сути новелла в конституционном законодательстве детерминировала соответствующие изменения и в процессуальном законодательстве – как в уголовном, так и в гражданском.

В Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 года были внесены необходимые дополнения и поправки, без которых судам было бы невозможно обеспечить жизнь новому материальному законодательству, что, естественно, было временной мерой, направленной на сбалансирование материального и процессуального законодательства до принятия соответствующих кодексов.

Если взять в качестве примера гражданско-правовые отношения, претерпевшие, пожалуй, наиболее сильные изменения и трансформации в постперестроечный период, то новые реалии нашли свое отражение прежде всего в формировании соответствующей материально-правовой базы, в качестве которой выступил Гражданский кодекс РФ. Были последовательно приняты первая (1994 год), вторая (1996 год) и третья (2001 год) его части, в то время как гражданский процесс продолжал регулироваться ГПК РСФСР 1964 года. Разумеется, в него вносились изменения, продиктованные новеллами материального права, но принципиального обновления в виде принятия нового кодифицированного акта не происходило. Таким образом, некоторое время в рассматриваемой сфере наблюдался явный дисбаланс материального и процессуального законодательства, выражающийся в несоответствии уровня развития и адекватности формирующимся и эволюционирующим рыночным отношениям.

Способом преодоления сложившегося дисбаланса стало принятие в 2002 году Гражданского процессуального кодекса РФ. Те процессуальные нормы, которые вписывались в новые рыночные реалии и не противоречили ГК РФ, были сохранены.

Однако в целом появление нового ГПК РФ и все изменения, привнесенные в гражданский процесс, были продиктованы происходящими экономическими реформами и модернизацией гражданского материального законодательства.

Так, ГПК РФ закрепил дифференцированные правила защиты прав; отказался от института народных заседателей; изменил содержание принципов диспозитивности и состязательности.

Впервые в гражданском процессуальном законодательстве был урегулирован механизм производства по делам об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

В то же время в ходе приведения гражданского процессуального законодательства в соответствие материальному был изменен или отменен целый ряд положений, не вписывающихся в уже сложившуюся систему общественных отношений, урегулированную нормами права. Так, альтернативная подведомственность между судами общей юрисдикции и арбитражными судами в новом ГПК РФ, в отличие от предыдущих процессуальных кодексов, не предусмотрена, что не могло не сказаться и на ряде других процессуальных вопросов.

Таким образом, ГПК РФ, принятый значительно позже ГК РФ, должен был быть увязан, сбалансирован с его положениями.

В частности, глава 26 ГК РФ оказала самое непосредственное влияние на введение в гражданский процесс категории дел особого производства по ограничению или лишению (при наличии достаточных к тому оснований) несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельного распоряжения заработком, стипендией, иными доходами. И в целом прописанная в ГПК РФ процедура особого производства проистекает именно из материального (гражданского) законодательства.

Однако и после принятия обоих Кодексов ГПК РФ продолжает “догонять” ГК РФ в случае внесения в последний различного рода изменений. Так, изменения в ст. 225 ГК РФ, предметом регулирования которой выступают бесхозяйные вещи, предопределили и соответствующие изменения в главе 33 ГПК РФ, посвященной рассмотрению и разрешению дел о признании вещи бесхозяйной [9].

Таким образом, в целях сохранения равновесия в законодательстве изменение материальных норм должно детерминировать соответствующие процессы дополнения, принятия либо отмены процессуальных норм.

Однако случается, что этот порядок нарушается и причинно-следственная связь меняет свое направление на обратное, как произошло, например, в сфере регулирования корпоративного управления.

Данные отношения, не известные прежде российскому законодательству, свою первоначальную регуляцию получили в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, в который был введен новый раздел 28.1 “Рассмотрение дел по корпоративным спорам” [10]. И лишь после этого встал вопрос о включении соответствующих положений в ГК РФ.

Подобная ситуация, когда процессуальные нормы опережают соответствующее материально-правовое опосредование, как справедливо отмечает Н.И. Клейн, порождает определенные трудности в правоприменении.

Называя процесс формой жизни закона, способом защиты прав, предусмотренных материальными нормами [7, с.

654], он фактически подтверждает то, о чем мы говорили выше: баланс между материальным и процессуальным законодательством должен достигаться посредством приведения второго в соответствие первому.

Описанные примеры позволяют сформулировать один из наиболее действенных и в то же время простых ввиду своей очевидности способов борьбы с законодательным дисбалансом, направленный на недопущение его появления: принятие взаимосвязанных законов “одним пакетом” либо же с минимально возможным временным разрывом. Причем данный способ эффективен в деле поддержания баланса не только между материальным и процессуальным законодательством, но и в рамках всех иных существующих межотраслевых отношений.

Законодатель, развивая эту мысль, все чаще использует практику принятия концептуальных документов, которые, помимо прочего, направлены на согласованное (т.е. сбалансированное) развитие материального и процессуального законодательства.

В качестве примера можно привести Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [11].

В ней очерчены проблемы, которые необходимо решить для повышения действенности правовых институтов, другими словами – совершенствования системы материальных норм, а также затронуты вопросы судебной реформы, во многом “обслуживающей” преобразования материально-правовой сферы, предполагающей модернизацию процессуального законодательства.

Дисбаланс, как уже говорилось, возможен и внутри “отдельно взятого” процессуального законодательства.

Мы не случайно использовали кавычки, поскольку придерживаемся точки зрения об условности самостоятельности процессуального законодательства и невозможности полного отделения его от материальной основы.

Так и в отношении дисбаланса: если последний проявляется в процессуальных нормах, то это не может не сказаться на соответствующей сфере материально-правового регулирования. Столь же верной представляется и “обратная сторона” зависимости.

Практический опыт реализации ГПК РФ продемонстрировал множество недочетов, несбалансированных положений в законодательном регулировании гражданского процесса, хотя, по идее, принятый в первоначальном виде он должен был быть полностью сбалансирован с материальным правом.

Тем не менее с момента вступления его в действие было издано свыше 20 федеральных законов о внесении изменений и дополнений в ГПК РФ.

Данные законы отчасти приняты в целях устранения внутриотраслевого дисбаланса (восполнения пробелов, разрешения противоречий), а в некоторых случаях продиктованы необходимостью приведения в соответствие процессуального законодательства меняющемуся материальному.

Между тем нельзя говорить о том, что важно только состояние материального права, его соответствие объективным жизненным условиям.

Развитость процессуального законодательства, его сбалансированность с материальными нормами права является показателем уровня демократичности и гласности государственного аппарата, демонстрирует готовность власти поставить государственных и муниципальных служащих в жесткие рамки компетенции, ограничить полномочия каждой из властей в отношении друг друга, а также управляемых субъектов [13, с. 75].

В этой связи необходимо рассмотреть еще один аспект взаимоотношений материального и процессуального законодательства. Последнее должно быть сбалансировано также и с законодательством о судоустройстве, которое относится к материальному.

И в этом аспекте рассмотренная нами зависимость усложняется, появляется “обратная связь”: теперь уже материальное законодательство, точнее, особая его область (законодательство о судоустройстве) должна обслуживать процессуальное законодательство, обеспечивать реализацию поставленных перед правосудием задач, чтобы то в свою очередь могло обеспечивать “жизнь” всему остальному материальному законодательству.

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/15861

Билет №31. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие

Материальные правовые нормы примеры

Материальныеотрасли права регулируют юридическоесодержание общественных отношений,устанавливая права и обязанностисубъектов. Процессуальные отраслирегулируют процедурные и организационныевопросы реализации материальных норм,разрешения юридических споров, защитыправ и законных интересов участниковправоотношений.

Группировка нормна материальные и процессуальные можетпроводиться на уровне правовой отраслив целом либо внутри одной отрасли права.

При этом собственноматериально-правовой характер носятнормы гражданского, трудового, семейного,уголовного права. Уголовно-процессуальное,гражданско-процессуальное,арбитражно-процессуальное право целикомсостоит из процессуальных норм.

Есть отрасли права,носящие смешанный характер, т.е. В нихимеются как нормы материальногохарактера, так и нормы процессуальногохарактера. Конституционное, административноеи финансовое право включает какматериально-правовые, так и процессуальныенормы.

Разделение правовыхявлений на материальные и процессуальныевыглядит ясным лишь в силу законодательнойданности отраслей гражданскогопроцес­суального и уголовно-процессуальногоправа. В общетеоретическом же плане этапроблема является весьма сложной.

Однакозадача науки как раз в том и со­стоит,чтобы предложить законодателю четкийобщеправовойкритерий разгра­ниченияматериально-правовых и процессуальныхявлений, который он мог бы использоватьв работе над системами права изаконодательства.

Деление правовыхявлений (отраслей права, норм,правоотношений, юри­дических фактови др.) на материальные и процессуальные- это внутренняя, специальная проблемаюриспруденции.

Ее не следуетувязывать с философ­ским пониманиемматерии (хотя такие попытки имеются)или с делением со­циальных явленийна материальные и идеологические.

Всеправовые явления (и материальные, ипроцессуальные) являются идеологическими(то есть та­кими, которые не могутвозникнуть без сознательно-волевогоопосредования со стороны общества).

Сам по себе признак«материальности» правовых явлений (аего понима­ют как непосредственноеучастие норм в регулировании объективносложив­шихся пластов социальнойжизни) не дает ясных представлений ограницах этих явлений. Хотя в самомпервом приближении этот признак можноис­пользовать.

Так, к материальнымрегулятивным нормампринято относитьте правовые нормы, которые непосредственнорегулируют различные социаль­ныесферы, формируя позитивное поведениеих участников. Материальными будут ите охранительныенормы, которыеобеспечивают действие материаль­ныхрегулятивных норм.

Например, нормыуголовного права по своей при­родеявляются охранительными, и при этомобщепризнано, что уголовно-правовыенормы – материальные.

К материальнымследует отнести и те процедурныенормы,которые регла­ментируютпорядок реализации материальныхрегулятивныхнорм (или, по-другому,диспозиций материальных норм). С точкизрения близости к исход­ной социальнойструктуре эти процедурные нормы даже«более материальны», чем материальныеохранительные (например, уголовно-правовые).

С большейэффективностью границу между материальными процессуаль­ным в правовой системеможно провести, начав с предварительногоустанов­ления общих признаковпроцессуально-правовых явлений.Приэтом следует исходить из той методологическойпредпосылки, что все процессуальныеяв­ления – процедурные.

В самом общем видепроцедурув праве можно определитькак порядокосуществлениятой или иной юридической деятельности.Все юридические процедуры можно поделитьна две большие группы: правотворческиеи правореализующие.В свою очередь,правореализующие процедуры бываютма­териальные и процессуальные.

Процессуальнаяпроцедура – это порядок реализацииматериальных ох­ранительныхнорм(по-другому – санкций). Соответственно,нормы, регла­ментирующие процедуруреализации санкций, являютсяпроцессуальными.

Так, гражданскоепроцессуальное право целиком представляетсобой проце­дурную отрасль, назначениекоторой – регламентировать порядокреализа­ции санкций гражданско-правовыхнорм, а уголовно-процессуальное правоопределяет порядок реализации нормуголовного права, которое в целом имеетохранительную природу и состоит изохранительных норм.

Процессуальныенормы способны и имеют тенденцию кзаконодательному обособлению (что мыи видим на примере с гражданскимпроцессуальным и уголовно-процессуальнымправом). Такое обособление может иметьместо и в рамках единого нормативногоакта, как это сделано садминистративно-процес­суальныминормами в Кодексе РФ об административныхправонарушениях.

Материально-процедурныенормы, будучи нормальным и обязательнымусловием (формой) реализации некоторыхматериальных регулятивных норм,существуют с ними в единых «связках» изаконодательно никаким об­разом отних не могут быть обособлены. Так,абсурдным выглядело бы зако­нодательноерешение отделить процедурные нормыгражданского права от своих основныхнорм и объединить их все в единомнормативно-процедур­ном акте.

Материально-процедурныенормы по признаку их связи с правопримене­ниемможно поделить на две разновидности:

а) опосредующиеобычные (ординарные) формы реализациидиспозиций материальных норм, которыене связаны с применением права (порядокза­ключения сделок, порядок наследованияи др.);

б) регламентирующиепроцедуры позитивного,то естьнормального, осу­ществляемого не поповоду правонарушения, правоприменения(порядок назначения пенсии, обмена жилыхпомещений, выделения земельного участкаи т.п.).

Итак, границамежду материальным и процессуальным всистеме права проходит как внутрипроцедурной сферы (между нормамиматериальной процедуры и процессуальныминормами), так и на стыке процессуальныхнорм и материальных охранительных норм(например, между нормами уго­ловногопроцесса и нормами уголовного права).

И еще раз заметим,что процессуальные нормы – это всегданормы проце­дурные,а материальныенормы могут быть процедурными, а могути не быть связаны с процедурой (материальныерегулятивные и охранительные нормы).

Источник: https://studfile.net/preview/6187729/page:30/

Административно-материальные и административно-процессуальные нормы отношения

Материальные правовые нормы примеры

Главным критерием разграничения и выделения отраслей права является предмет правового регулирования. Административно-материальное право представляет собой совокупность норм системы административного права, непосредственно регулирующих административные общественные отношения, устанавливающие права и обязанности субъектов этих отношений.

Понятие “административно-материальное право” в юриспруденции обозначает правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования, например, юридическое положение лиц, правовой статус, основания и пределы административной ответственности и т.д.

В то же время административно-материальное право неразрывно связано с административно-процессуальным правом, что выражается в единстве двух сторон правового регулирования: непосредственной юридической регламентации общественных отношений и процессуальных форм судебной и иной защиты этих отношений.

“Если нормы материального административного права касаются всех сторон исполнительно-распорядительной деятельности, то нормы процессуального административного права имеют сравнительно узкую сферу регулирования и применения”[1].

То есть основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает, прежде всего, область мер административного принуждения.

Деление административно-правовых отношений на материальные и процессуальные исходит из их содержания.

Материальными административно-правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и регламентируются материальными нормами административного права.

Материальные административно-правовые нормы определяют права, обязанности и правомочия субъектов административно-правовых отношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или, наоборот, не может, не должен, не обязан) делать участник соответствующего административно-правового отношения.

Материальные нормы закрепляют в статичной форме права и обязанности участников административно-правового отношения, тогда как административно-процессуальные нормы отражают динамику реализации этих нрав и обязанностей, регламентируя порядок и процесс (процедуру) разрешения конкретных индивидуальных дел в различных областях организационной деятельности государства.

Но формой жизни закона является процесс его применения, и каждая материальная норма живет лишь в процессе ее применения. Поэтому каждой группе материальных правовых норм должна корреспондировать соответствующая группа процессуальных норм, устанавливающих порядок применения и реализации материальных правовых норм[2].

Административно-процессуальные нормы регламентируют равноправное отношение сторон, например, в процессе производства но обращениям граждан в органы государственной власти, государственного управления, а также в процессе разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления, по делам об административных правонарушениях, т.е. процессуальные административно- правовые нормы регламентируют действие государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Поэтому их предназначение в определении порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Процессуальные нормы, определяя порядок, процедуру реализации материальных правовых норм, отвечают на вопрос: как может, должен, обязан действовать участник соответствующего правоотношения, каким образом он может и должен реализовывать свои права, обязанности и полномочия, предоставленные ему или возлагаемые на него материальной правовой нормой?

Административно-процессуальные правоотношения представляют собой такие регулируемые правом общественные отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел в управленческой сфере. Задача административно-процессуальных отношений – обеспечение реализации предписаний материальной нормы, и потому административно-процессуальное правоотношение выступает как средство соответствующего материального отношения.

Отношения административно-договорного характера (административный договор) – особый вид административно-правовых отношений, которые в настоящее время часто возникают между органами исполнительной власти РФ и субъектами РФ, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ.

Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно- правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.

Административный способ защиты административноправовых отношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или нецелесообразных актов управления, принятие к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т.д.

Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная зашита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В целях улучшения регулирования порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства Государственная Дума в настоящее время рассматривает законопроект № 246960-6 “Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации”.

Подробная регламентация всего судебного процесса по административным делам, предусмотренная этим Кодексом, должна повысить уровень судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций в условиях неравенства правовых сторон и позволить избежать судебных ошибок.

Кодекс об административном судопроизводстве призван регулировать порядок судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В частности, согласно положениям Кодекса об административном судопроизводстве будут рассматриваться дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, избиркомов, государственных и муниципальных служащих.

В сферу действия Кодекса попадают дела о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, общественных объединений, НКО, а также о прекращении деятельности средств массовой информации (СМИ).

Также по этому Кодексу будут рассматриваться дела о взыскании налогов с физических лиц и НКО, об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также вопросы временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии (передаче запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства)), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями.

Кодексом не предусматривается участие мировых судей в рассмотрении административных дел по правилам, установленным этим Кодексом, исходя из значимости данных дел. Кодекс административного судопроизводства РФ со дня введения в действие (предлагается с 1 января 2014 г.

) заменит ныне действующий и регламентирующий основания и сроки обращения в суд с жалобой, порядок и результаты ее рассмотрения Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” и ряд других законодательных актов.

Судебный контроль за деятельностью иных ветвей власти сможет обеспечить реализацию механизма государственного регулирования, будет правовой гарантией как во взаимодействии, так и в организационном разделении государственной власти.

Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т.д.) и использование разнообразных согласительных процедур.

Согласно ст.

85 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае если согласованное решение таким образом не будет достигнуто, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Источник: https://studme.org/40103/pravo/administrativno-materialnye_administrativno-protsessualnye_normy_otnosheniya

Юрист Андреев
Добавить комментарий