Можно ли закрепить автомобиль за сотрудником не являющимся водителем

Актуальная консультация: cтанут ли медосмотры и техосмотры обязательными для сотрудников, не являющихся водителями, но использующих транспорт компании в служебных целях?

Можно ли закрепить автомобиль за сотрудником не являющимся водителем
Консультирует Елена КОЖЕМЯКИНА,
управляющий партнер юридической фирмы BLS
  В последние 2-3 года в моей практике одной из самых «популярных проблем» стала так называемая автомобильная тема.

История этого вопроса такова: инспекторы ГИТ в ходе плановой проверки пытались найти в должностных обязанностях медицинских и торговых представителей, а также менеджеров, которые пользуются корпоративными автомобилями, функции водителей и, следовательно, признать их водителями.

Подобные дела практически всегда приводили к судебным разбирательствам (например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2016 г. по делу №12-309/2016). Даже когда удавалось отстоять интересы бизнеса, попытки привлечь к ответственности работодателей не оставлялись.

Случаи привлечения работодателей к административной ответственности за отсутствие периодических, предрейсовых и послерейсовых осмотров, а также за непроведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, в практике есть. Напомню, что в соответствии со ст. 5.27.

1 КоАП штраф за одно нарушение для юридического лица в таком случае составит от 110 тыс. до 130 тыс. руб. Позиция надзорных органов базируется на том, что законодательство четко не регулирует вопросы осмотров работниками, если они используют корпоративные автомобили, например, для поездок к партнерам или клиентам.

С другой стороны, вопросы эксплуатации автопарка, в том числе требования по охране труда и безопасности движения однозначно закреплены только в сфере профессиональной деятельности автомобилей. То есть для сотрудников автотранспортных, логистических и аналогичных компаний, специально взятых на работу в качестве водителей.

  Когда изменения в законе, касающиеся проведения предрейсовых медосмотров сотрудников и техосмотров автомобилей для всех компаний, имеющих автопарк, произойдут, тогда появится четкое требование Трудового кодекса, а значит, не будет поводов для «вариаций на тему». Сегодня, увы, этот вопрос в правовом поле не решен, хотя прямого указания на это требование в законе нет. Отсюда и возникает вероятность разных трактовок инспекторами ГИТ. Сейчас, например, их заключения опираются на нормы ПДД и Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ). Так, в соответствии с п. 1.2. Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090), водителем считается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. А на основании ст. 2 Закона № 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или предпринимателя.   Логика инспектирующих органов проста: менеджер управляет транспортным средством, делает это в качестве работника – следовательно, его можно считать водителем. Конечно, нельзя сказать, что ГИТ гарантированно признает ваших сотрудников водителями, но риск существует, и он значителен. В такой ситуации очень многое зависит от грамотно выстроенной защиты. Другими словами, речь идет об аргументированности вашей защиты. Например, весомым доводом будет корректное указание на то, что речь должна идти о нормах трудового законодательства и о нарушениях в нем. Соответственно, исходить надо из того, что говорит о водителях трудовое право. Кроме того, можно ссылаться на другие нормативные акты, которые могут касаться конкретной отрасли или сферы деятельности компании.   Еще более важно своевременно скорректировать внутренние документы компании. Цель подобных действий одна – не иметь в локальных нормативных актах признаков того, что сотрудники на корпоративных автомобилях признаются водителями. Даже один намек в каком-либо документе позволит надзорным органам сделать свой неблагоприятный вывод. Допустим, если в должностной инструкции менеджера по продажам или торгового представителя будет указана обязанность перевозить грузы, в должностной инструкции помощника – встречать и провожать руководителя в аэропорт и т.д.  

Если в компании есть «собственный гараж» (я не имею в виду именно транспортные и логистические организации, а любые компании, где есть автомобили – фармацевтические, торговые и т.д.), надо внимательно проанализировать политику компании по управлению корпоративными автомобилями. Такой документ обязательно должен быть.

Именно в нем, в первую очередь, встречаются признаки водителя. Откорректировав этот и другие документы, компания снимет риски признания различных специалистов водителями и решит другую задачу – подготовит обоснование для защиты в суде, если ГИТ все же останется при своем мнении.

Естественно, я говорю о своевременных изменениях, а не о хаотичных действиях после того, как инспектор уже вручил предписание. Когда нарушение зафиксировано, действовать приходиться по ситуации, а тут предсказывать сложно. Но у вас должна быть возможность обратиться в суд и оспорить заключение инспекции.

Наличие документов и правильные формулировки – это, пожалуй, единственное правильное и законное решение, которое может быть для работодателя.

  Практика по вопросам использования автомобилей может скоро серьезно измениться не в пользу бизнеса, а значит, можно предположить ужесточение позиции контролирующих органов. Это связано с тем, что 21 декабря 2018 года вступят в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».   В нем, в частности, говорится, что требования закона станут обязательными не только для транспортных организаций, но и для всех компаний, которые эксплуатируют автомобили. Следовательно, любое предприятие, у которого есть свой автопарк, даже если в аренде или лизинге, будет обязано соблюдать новые правила. А среди них, в соответствии со ст. 20 Закона № 196-ФЗ, в том числе:   – проведение предварительных (при приеме на работу, при выдаче автомобиля); – периодических (один раз в два года); – предсменных и послесменных медосмотров (если перевозятся пассажиры или опасные грузы); – проверка соблюдения работниками режима труда и отдыха; – оснащение техники тахографами; – страхование ответственности; – проверка технического состояния и другое.   Кроме того, если сотрудник на служебном автомобиле перевозит пассажиров, например, коллег в аэропорт, к клиенту, придется соблюдать и дополнительные нормы. В частности потребуется:   – назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью (ст. 20 Закона № 196-ФЗ); – проводить предрейсовый контроль состояния автомобиля; – а также выдавать работнику путевой лист с данными о предрейсовом контроле и медосмотре.   Чтобы свести к минимуму риски и исключить необходимость подобных процедур, я рекомендую следующее.  

Во-первых, внутренними политиками компании запретить менеджерам и представителям компании перевозить пассажиров и грузы на корпоративных автомобилях. Не забыть при этом внести изменения в их должностные инструкции. Во-вторых, организовать проведение предварительных и периодических медосмотров работников до выдачи автомобиля.

  Также стоит определить ряд обязанностей, связанных с использованием транспорта, например, запретить использовать автомобиль при наличии определенных неисправностей, предусмотреть порядок и сроки техобслуживания. Это, например, можно закрепить во внутренней политике по управлению корпоративными автомобилями. Еще один вариант выхода из ситуации – перевод сотрудников на дистанционный труд. Это избавит от проведения медосмотров, так как в соответствии со ст. 312.3 ТК РФ данная категория работников их не проходит. Но обратите внимание, что перевести на дистанционную работу можно только тех, кто работает удаленно (вне места нахождения организации и филиала, вне стационарного рабочего места) и использует для связи с работодателем Интернет.   И все же ожидания, не так страшны, как может показаться на первый взгляд. Самый простой и эффективный способ разобраться и решить, что надо делать, а что – нет, это провести аудит внутренних документов компании. Это позволит выяснить, есть ли в них признаки работы водителей, а значит, лучше подготовиться к нововведениям. Время еще есть!    

О КОНСУЛЬТАНТЕ:

 

Кожемякина Елена

Управляющий партнер юридической компании BLS, специализирующейся на защите интересов работодателей в сфере применения трудового права РФ.

Источник: http://www.kiout.ru/info/publish/28150

Принимаем на работу водителя

Можно ли закрепить автомобиль за сотрудником не являющимся водителем
в рамках сотрудничества журнала “Актуальная бухгалтерия” и HRMaximum. Заключая с водителем трудовой договор, необходимо учитывать ряд нюансов, которые связаны с этой должностью. Некоторые из них необходимо прописать в трудовом договоре, на другие достаточно сделать ссылку.

особенность труда водителя заключается в том, что он не может, как другие стационарные работники, покинуть свое рабочее место (автомобиль) по окончании рабочего дня (например, ровно в 17:00).

Обязанность водителя состоит в первую очередь в том, что он должен своевременно доставить пассажиров или груз по месту назначения. А затем вернуться в организацию и сдать транспортное средство техническому работнику.

Водителю должно быть выдано такое задание, чтобы поездка была совершена в течение рабочего дня. Поэтому при составлении маршрута должны быть учтены пробки, объезды, погодные условия и т. д.

Устанавливаем рабочее время

Возможную переработку в течение рабочего дня из-за пробок или иных не зависящих от водителя условий следует компенсировать уменьшением продолжительности следующей смены. В таком случае будет соблюдена недельная или месячная норма рабочего времени. Сверхурочную работу необходимо оплачивать по общим правилам Трудового кодекса (ст. 152 ТК РФ). Чтобы у водителей не было переработок сверх нормальной продолжительности рабочего времени — 40 часов в неделю, — можно (ст. 329 ТК РФ; приказ Минтранспорта России от 20.08.2004 № 15 (далее — Приказ № 15)): установить суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ); разделить рабочий день на части (ст. 105 ТК РФ); установить ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ). Когда по условиям работы не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, водителям следует установить суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. По перевозкам, связанным с обслуживанием сезонных работ, учетный период может быть установлен на срок до 6 месяцев. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. В некоторых случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов (при междугородных перевозках) (п. 10 Приказа № 15). Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливают не позже чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность такого перерыва — не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время включено не будет. Водителям легковых автомобилей (кроме такси) может быть установлен ненормированный рабочий день. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при таком распорядке нужно устанавливать исходя из нормальной продолжительности рабочей недели. При этом дни еженедельного отдыха должны быть представлены на общих основаниях.

Срыв работы

Случается, водитель срывает график работы, приходит на работу в нетрезвом виде либо использует служебный автомобиль в личных целях. Можно ли предусмотреть в трудовом договоре ответственность за такие действия водителя? Подобные ситуации являются не чем иным, как дисциплинарным проступком. За его совершение, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ). К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение человека за появление его на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 6 ст. 81 ТК РФ). Трудовой кодекс не допускает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. А значит, нет необходимости в трудовом договоре дублировать положения этой статьи. Включение в трудовой договор каких-либо дополнительных видов взысканий (например, штрафов) будет противоречить действующему законодательству и являться недействительным.


Обязанности водителя

Описывать в трудовом договоре обязанности водителя по обслуживанию авто, его ремонту, возмещению расходов, согласованию сумм расходов на машину нет необходимости. Трудовой договор в этом случае отсылает к правилам внутреннего трудового распорядка, должностным инструкциям и иным локальным нормативным актам, в том числе и связанным с возмещением расходов. Ссылка на какие-либо документы, содержащаяся в тексте трудового договора, делает эти документы его частью. При этом в такой ссылке должна быть указана дата принятия названного локального акта и иные сведения, позволяющие его идентифицировать. Необходимо учесть, что с локальными нормативными актами водитель автомобиля должен быть ознакомлен до подписания трудового договора. Прописывать действия водителя при ДТП в трудовом договоре или ином локальном акте компании не нужно, поскольку они определены законодательно. Пунктом 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. пост. Совета министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) определены следующие обязанности водителя, причастного к дорожно-транспортному происшествию: – немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; – принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия; – освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; при необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; – сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции. Главное, чтобы трудовой договор содержал все обязательные условия, предусмотренные статьей 57 Трудового кодекса.

Мнение: Сергей Стрижов, главный экономист

Нужна ли водителю медицинская книжка?

Источник: http://www.hrmaximum.ru/articles/labor_law/804/

Стажировка водителей – Безопасность движения для всех

Можно ли закрепить автомобиль за сотрудником не являющимся водителем

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжим разбираться с обеспечением профессиональной надежности водительского состава. Эта статья посвящена стажировке водителей.

Задача стажировки — обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление ТС при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Стажировка должна быть проведена в следующих случаях:

  • при приеме на работу после окончания обучения;
  • при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т. п.);
  • при перерыве в работе более 12 месяцев;
  • при переводе на новый тип ТС или новый маршрут движения;
  • при переводе для работы на горных маршрутах движения.

Допуск водителя к работе на ТС любой модели без предварительной стажировки запрещён.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажирование должно осуществляться под руководством опытных наставников.

Стажёр закрепляется за наставником на весь срок стажировки.

Наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей транспортных средств, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менее трёх лет, не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Наставники назначаются приказом по предприятию.

Сроки стажировки изложены здесь.

Этапы стажировки

1. Проверка знаний Правил дорожного движения. Этап стажировки включает решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются.

В течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД.

После повторной проверки знаний по ПДД не сдавшие экзамен отстраняются от работы, в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки все, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок), допускаются к дальнейшему прохождению стажировки.

При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД.

Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов (также возможно ведение данного учета в компьютерной программе, например, типа 1С: Управление АТП).

2. Работа на внутрипарковых зонах. Этап стажировки включает:

  • осмотр транспортного средства;
  • проверка наличия принадлежностей, инструмента, состояния шин;
  • заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;
  • проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;
  • запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;
  • движение задним ходом и разворот;
  • торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;
  • изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;
  • соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
  • соблюдение требований пожарной безопасности;
  • изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3. Работа на линии. Этот этап стажировки включает элементы:

  • диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;
  • правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;
  • соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;
  • пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;
  • движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;
  • соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;
  • встречный разъезд в тёмное время суток, действия при ослеплении;
  • оформление товарно-транспортной и путевой документации;
  • особенности управления груженого автомобиля;
  • погрузка и разгрузка автомобиля;
  • крепление груза;
  • последствия перегрузки, неравномерное распределение груза на автомобиле;
  • маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

4. Контрольная поездка.

Контрольная поездка выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.

Оформление результатов стажировки

Стажировка водителей заканчивается контрольной поездкой и собеседованием водителя-наставника со стажёром. В стажировочном листе водитель-наставник отражает замечания, выявленные в ходе стажировки, если они есть.

В стажировочном листе ставятся подписи наставника и стажера. Стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе.

Он подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

Если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т. п.)

Оформленный стажировочный лист направляется в отдел кадров предприятия для издания приказа о допуске водителя к самостоятельной работе.

Ответственность лиц за проведение стажировки.

  1. Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.
  2. Начальник службы БД обязан периодически контролировать прохождение стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать работу водителей-наставников.
  3. Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.
  4. Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром при управлении автомобилем и его обслуживании. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.
  5. Руководители автоколонн несут персональную ответственность за правильность и полноту стажировок.

Источник: http://bdd-vsem.ru/stazhirovka-voditeley/

Юрист Андреев
Добавить комментарий