Оперативно боевая деятельность

Оперативно боевая деятельность как вид осд

Оперативно боевая деятельность

В условиях острого политического кризиса в стране происходят процессы политизации организованной преступности.

Обнаруживается стремление руководителей преступных сообществ воздействовать на развитие деструктивных процессов, ослабляющих власть, устанавливать контакты с экстремистскими группами и организациями, подключаться к участию в антиконституционных действиях, и особенно связанных с насилием, оказывать влияние на ход избирательных кампаний, добиваясь избрания нужных для них лиц.

Для современной организованной преступности характерна интернационализация ее деятельности, тенденция к установлению связей с зарубежными и международными преступными организациями. Не исключаются и преступные контакты с иностранными спецслужбами.

Судебная система, как вид оперативно-служебной деятельности органов правопорядка и свершения закона, выполняет свои функции посредством судебных заседаний, принятия информации от сторон – прокуратуры и адвокатуры, назначенных слушаний, обсуждений вердикта с присяжными, непосредственного вынесения приговора.

Направления

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности любого общества правительству необходимо предусмотреть формирование соответствующих органов, которые могли бы стать блюстителями правопорядка и охраны прав человека и максимально защищать его от правонарушений различного рода. В этом ключе предусмотрено подразделение оперативно-служебной деятельности по направлениям.

Оперативно боевая деятельность как вид осд органов фсб

  • юридическая помощь – предполагает, что каждый гражданин общества имеет право на юридическую защиту в суде или на консультацию юриста касательно вопросов имущества, владений, покушений, правонарушений, совершенных против гражданина или совершенных гражданином, то есть на юридическую помощь вправе рассчитывать каждый;
  • предупреждение правонарушений – выступает в роли работы соответствующих органов, направленной на предотвращение комплекса социальных явлений, совместное действие которых провоцирует возникновение преступной деятельности.

Принципы

Говоря о принципах оперативно-служебной деятельности МВД как главного органа контроля и надзора за правопорядком и охраной правовых взаимоотношений в обществе, можно разделить их условно на две группы – общие и частные.

Проявляется в осмотре вещественных доказательств, их анализе, лабораторном обследовании, вскрытии трупов, выявлении точного времени и причин смерти убитого (погибшего).

  • Прокуратура – емкая система, основным функционалом которой является сбор доказательной обвинительной базы против совершившего преступление подозреваемого. Сюда входят такие направления оперативно-служебной деятельности, как выявление нарушений закона, установление виновных лиц, принятие соответствующих мер касательно них, подготовка грамотных юридических основания для свершения правосудия.
  • Судебная система – включает работу по организации процессов после проведения органами следственного комитета всех видов возложенных на них работ, а также после выдвинутых прокуратурой обвинений подозреваемому в совершении конкретного преступления.

Приказы оперативно-служебной деятельности – сюда относятся всевозможные распоряжения, разработанные правительством, способствующие функциональному выполнению поставленных перед органами правопорядка задач.

Например, в них входят: приказ об утверждении кодекса этики представителей органов МВД, приказ об организации научного обеспечения и применения опыта в подготовке квалифицированных кадров, приказ об организации информационно-аналитической работы и планирования ОСД органов внутренних дел, приказ о дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения, приказ о морально-психологическом обеспечении и прочие.

Психологическое обеспечение

Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности занимает особое место в перечне документов, регламентирующих деятельность соответствующих сотрудников в отделах правопорядка.

Особо следует отметить, что постановка перед ФСБ РФ задач, связанных с выявлением и пресечением деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц, общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти, деятельность которых составляет иную угрозу безопасности РФ, привела к созданию в структуре ФСБ РФ Управления конституционной безопасности.

Поскольку все направления оперативной деятельности ФСБ РФ обеспечивают приток к нему значительного объема информации, то ее обработкой, анализом, и с учетом этого, прогнозом и стратегическим планированием занимается в структуре ФСБ РФ специальный Департамент.

Оперативно боевая деятельность как вид осд органов безопасности

Москве и Московской области, а также руководящих работников органов федеральной службы безопасности.

Численность и состав коллегии ФСБ России, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Президентом Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения.

Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор ФСБ России реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации.

Оперативно боевая деятельность как вид осд органов безопасности конспект

  • скрытность – в определенных рамках проведения оперативно-сыскной деятельности присутствуют информационные данные и люди (работники спецслужб, подставные лица-«приманки» и прочие сотрудники), внедряемые в преступные структуры и группировки с целью выявления необходимых сведений и последующего обезвреживания преступного банд-формирования;
  • дезинформация – действенный оперативный метод по распространению сотрудниками правоохранительных органов ложной информации с целью введения в заблуждение преступных организаций и их представителей, что побуждает их к опрометчивым действиям, способствующим их дальнейшему разоблачению.

Таким образом, на основании действующих принципов, как общих, так и частных, осуществляется работа главнейшего правоохранительного института государства.

Оперативно боевая деятельность как вид осд органов

ФСБ России, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуру, а также назначает ее директора.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.

ФСБ РФ согласно Федеральному закону об органах ФСБ в РФ, положению о ФСБ, Федеральному Закону об ОРД обладает определенным объемом полномочий, обеспечивающих выполнение обязанностей, возложенных на персонал соответствующих структурных звеньев этого федерального органа государственного управления.

Как ст.

Важно Из этого числа — когда

ПО / 29.Система органов безопасности (виды и задачи)

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям (ст.8 Закона): контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

— борьба с терроризмом;

— борьба с преступностью;

— разведывательная деятельность;

— пограничная деятельность;

— обеспечение информационной безопасности;

— иные направления деятельности, установленные федеральным законодательством Российской Федерации (ст. 8 Закона о ФСБ).

Указанные направления деятельности органов ФСБ России по своему содержанию состоят в следующем.

Контрразведывательная деятельность — деятельность, осу­ществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России (п.

ПГ должен был иметь в своем составе количество бойцов в 2–3 раза больше числа разыскиваемых лиц.

Маневренные группы численностью 130–260 человек (было сформировано 14 подразделений) создавались накануне войны из личного состава пограничных отрядов западных районов страны для оказания помощи частям оперативного назначения войск НКВД в борьбе с бандами, повстанческими, националистическими и диверсионными формированиями.

МГ не имели постоянного места дислокации, перемещались по указанию Управления оперативных войск для наращивания сил и средств в районах с обостренной оперативной обстановкой на выполнение частных боевых задач или участия в боевых действиях в составе войсковых групп совместно с подразделениями частей оперативного назначения или иных войск НКВД.

Разведывательная деятельность носит специфический характер. Она проводится органами безопасности в целях информационного обеспечения осуществления внешней и внутренней политики РФ и образующих федерацию субъектов.

Она включает добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых иностранными государствами и организациями политических, военных и экономических акциях, создающих реальную и потенциальную угрозу безопасности страны, выработку рекомендаций о мерах по срыву акций, а также принятие мер по оказанию противодействия им с использованием специальных разведывательных средств и методов. Важное место в деятельности разведки занимает также добывание информации о тенденциях развития и конкретных достижениях мировой науки и техники в интересах развития экономики и укрепления обороноспособности.

Федерального закона об ОРД.

Источник: https://leggroup.ru/operativno-boevaya-deyatelnost-kak-vid-osd

Правда о войсках НКВД. На фронтах Великой Отечественной – Николай Стариков

Оперативно боевая деятельность

40. РГВА, ф. 38666, оп. 1, ед. хр. 1, лл. 36, 37 Директива штаба Северной группы войск Закавказского фронта от 20. 08. 42 г.; Чуянов А. В. В обороне Сталинграда. «Пограничник» № 8, 1967, сс.17–19.

41. РГВА, ф. 38678, оп. 1, ед. хр. 22, лл. 3, 26, 27, 35, 37; ед. хр. 35, л. 99; Говоров А. Провал Германской разведки. «Красная звезда» от 14.01.68 г.

42. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО), ф. 171, оп. 1, ед. хр. 1а, л. 6.

43. ЦДНИВО, ф. 113, оп. 12, ед. хр. 62. л. 253.

44. ЦДНИВО, ф. 113, оп. 12, лл. 62, 267.

45. РГВА, ф. 38700, оп. 1, ед. хр. 1, л. 45.

46. Ванчинов Д. Воины-чекисты в Сталинградской битве. Сборник (юбилейный) № 9, М., Военное издательство МО СССР, 1967, с. 97.

47. Гречко А. А. Битва за Кавказ, изд. второе, доп. Военное издательство МО СССР, М., 1969, с. 64.

48. РГВА, ф. 38666, оп. 1, ед. хр. 1, лл. 7—10.

48-1. РГВА, ф. 39385, оп. 1, ед. хр. 4, лл. 35–39.

49. РГВА, ф. 32880; ф. 38262, оп. 1, ед. хр. 48, лл. 151, 171–177.

50. РГВА, ф. 32880.

51. РГВА, ф. 32880.

52. РГВА, ф. 38664, оп. 1, ед. хр. 5, лл. 18, 41.

53. Там же.

54. РГВА, ф. 38262, оп. 1, ед. хр. 48, лл. 179–172.

55. Биленко С. В. Указ. соч. с. 38.

56. Государственный Музей-панорама «Сталинградская битва», инв. № 5632, запись за 7 сентября 1942 г.

57. РГВА, ф. 39385, оп. 1, ед. хр. 4, л. 137; ф. 38664, оп. 1, ед. хр. 1, л. 167.

58. РГВА, ф. 38664, оп.1, ед. хр. 7, л. 69.

59. РГВА, ф. 38666, оп. 1, ед. хр. 1, лл.96, 127, 128.

60. Там же, л. 54.

61. РГВА, ф. 38666, оп. 1, ед. хр. 1, л. 19.

61-1. РГВА, ф. 38666, оп. 1, ед. хр. 1, лл. 128, 153.

62. Гречко А. А. Указ. соч. с. 237.

63. РГВА, ф. 39385, ор. 1, ед. хр. 4, лл. 35–39, 88, 176, 177.

64. РГВА, ф. 32880; ф. 39385, оп. 1, ед. хр. 4, л. 126.

65. Архив МО РФ, ф. 181сд, оп. 484378, д. 1, л. 2; Перелистывая страницы ЧК Царицын-Сталинград, Сб. док. и мат. Нижне-Волжское издательство, 1987, с. 173.

66. Архив МО РФ, ф. 181 сд., оп. 484378, д. 1, л. 2.

67. Архив МО РФ, ф. 181 сд, оп. 16113, д.1, лл. 71, 72, 98а; ЦДНИВО, ф. 171, оп.1, лл. 9, 10.

68. Ванчинов Д. Указ. сб. док. № 9, с. 97.

69. Скворцов А. С. Военное искусство в Сталинградской битве. Сталинградская битва. Взгляд через 65 лет. Материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, Издатель, 2008, с. 41; Цыбов С. И., Чистяков И. Ф. Указ соч., с. 51.

70. РГВА, ф. 38666, оп. 1, ед. хр.1, лл. 7, 9; ф. 38665, оп. 1, л. 2; ф. 38664, оп. 1, ед. хр. 7, л. 66; Рыжков И. З. У вишневой балки. Рассказы сталинградцев. Сталинградское Областное книгоиздательство, 1948, с. 33.

2. Оперативно-боевая деятельность войск

Оперативно-боевая деятельность войск НКВД — выполнение внезапно возникших, не терпящих отлагательств служебно-боевых и боевых задач по розыску, захвату и ликвидации вражеских десантов, диверсионных групп и агентуры противника, бандитских, повстанческих и националистических формирований, оказывающих сопротивление вооруженных преступников, нарушителей законов военного времени. Формы, методы, способы их выполнения относились к разделам «Специальная тактика» или «Специальные операции». Для решения оперативно-боевых задач могли назначаться войсковые соединения, части, подразделения, наряды, группы, отдельные военнослужащие, в военное время, кроме того, могли привлекаться вооруженные отряды, сформированные из числа местных жителей, но неизменно под руководством сотрудников органов НКВД, милиции или офицеров войск НКВД. Задачи, связанные с разведкой, розыском, задержанием, захватом вооруженных лиц или небольших групп решались отдельными нарядами, подразделениями, в соответствии с положениями специальной тактики; борьба с диверсионными группами, бандитскими или националистическими формированиями осуществлялись в форме специальных операций (чекистские, оперативно-чекистские, чекистско-войсковые, оперативно-войсковые) соединениями, частями, войсковыми группами на основе разработанных планов проведения данного мероприятия. В период Великой Отечественной войны специальные операции проводились с привлечением невооруженного местного населения, но под руководством офицеров от войск НКВД или местных органов НКВД, милиции и при наличии вооруженного войскового или милицейского резерва.

Основными видами нарядов были: контрольно-пропускные или проверочные пункты (КПП), разведывательно-поисковые группы (РПГ), засады, поисковые группы (ПГ), маневренные группы (МГ), оперативно-войсковые группы (ОВГ), заслоны, секреты, посты наблюдения.

Наиболее важными элементами боевых порядков в крупных операциях являлись группы: блокирования, поиска, оцепления, осмотра местности (прочесывание), сплошной проверки документов (облавы), резерв.

Вспомогательными элементами боевого порядка в операциях могли быть: группы преследования, посты наблюдения, патрульные группы, посты охраны или регулирования движения транспортных средств, секреты, дозоры.

В зависимости от оперативной обстановки операции проводились различными способами: поиском в блокированном районе, поиском в неблокированном районе, поиском по направлениям, сплошным поиском, выборочным поиском, поиском по направлениям, поиском на объектах, преследованием, окружением.

Контрольно-пропускные (проверочные) пункты в составе отделения, взвода — один из основных видов нарядов, которые не являлись элементами боевых порядков, но применялись во всех операциях войск НКВД в качестве составной части режимных мероприятий.

Личный состав наряда выставлялся на путях массового передвижения гражданского населения и военнослужащих с целью сплошной проверки документов, удостоверяющих личность и необходимость нахождения на данной территории в соответствии с требованиями режимных мероприятий, проводимых по законам военного времени или приказам военного командования.

Личный состав КПП в ходе проверки документов выявлял и задерживал людей, не имеющих удостоверений личности или имеющих таковые, но просроченные или поддельные, задерживал также лиц, вызывающих подозрения в принадлежности к враждебному или преступному элементу.

С целью предотвратить попытки лиц, не желавших идти через контрольно-проверочный пункт, обойти его стороной на наиболее вероятных направлениях их движения выставлялись секреты, засады. В дневное время эти функции выполняли посты наблюдения. Резерв начальника КПП осуществлял все задержания и конвоирования.

Секрет — скрыто расположенный пост для наблюдения за окружающей местностью на наиболее вероятных путях движения диверсионных групп и десантов противника, бандформирований, разыскиваемых лиц.

Наряд в составе 2–3 бойцов выставляется на определенное время, по истечении которого самостоятельно покидает место выполнения задачи. Служба секрета не проверяется из-за соблюдения секретности места расположения наряда.

В зависимости от обстановки секрет мог выполнять задачу засады.

Источник: https://loveread.info/books/istoricheskaya-proza/page-15-90981-nikolai-starikov-pravda-o-voiskah-nkvd-na-frontah.html

Теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, уголовный процесс и административное право: проблемы соотношения и преемственности научного знания

Оперативно боевая деятельность

(Кулешов Р. В.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 3)

ТЕОРИЯ ОПЕРАТИВНО-БОЕВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Р. В. КУЛЕШОВ

Кулешов Роман Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель начальника Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России по науке, майор полиции.

В статье автор анализирует соотношение теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности с другими юридическими науками — уголовно-процессуальным правом и административным правом в аспекте преемственности научного знания.

Ключевые слова: оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, оперативно-розыскная деятельность, терроризм, экстремизм, наука, научная теория, предмет науки, уголовный процесс, уголовно-процессуальное право, уголовное судопроизводство, административное право.

Theory of battle counter actions against extremist and terrorist activities, criminal procedure and administrative law: issues of correlation and continuity of scientific knowledge R. V. Kuleshov

The author of the article analyzes the relation between the theory of battle counter actions against extremist and terrorist activities and other sciences of law, in particular, criminal procedural law and administrative law, from the point of view of continuity of scientific knowledge.

Key words: battle counter actions, extremist and terrorist activity, investigate activity, terrorism, extremism, science, scientific theory, subject mater, criminal procedure, criminal procedure law, criminal proceedings, administrative law.

Частная теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, развиваясь под действием общепризнанных законов развития научного знания, обладает качествами преемственности по отношению к уголовно-процессуальной науке. Взаимосвязи указанной частной оперативно-розыскной теории с наукой уголовного процесса детерминированы : ——————————— См.: Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс / Под ред. В. В. Черникова, В. Я. Кикотя. М., 2002. С. 86.

— единством задач оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической и уголовно-процессуальной деятельности, прямым указанием в процессуальном законодательстве на обязанности органов дознания принимать необходимые ОРМ в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также предупреждения и пресечения преступлений оперативно-боевыми методами, направленностью ОРМ, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности на информационное обеспечение уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, предварительного расследования и судебной власти; — уголовно-процессуальным характером оснований для проведения ОРМ, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, таких, как наличие возбужденного уголовного дела, получение информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, когда нет достаточных данных, указывающих на признаки преступления, поручение следователя по уголовным делам, находящимся в их производстве и т. п.; — установленным в оперативно-розыскном законодательстве правом судей санкционировать органам, осуществляющим ОРД, проведение ОРМ, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности и связанных с ограничением прав личности на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища; — установлением в оперативно-розыскном законодательстве порядка использования результатов оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности для подготовки и осуществления следственных действий и проведения ОБМ по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки и оценки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством ; ——————————— См.: Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001.

— законодательным учреждением судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-боевых мероприятий, как в ходе вынесения судебных решений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, так и при рассмотрении уголовных дел, а также жалоб, заявлений и исков граждан, связанных с действиями должностных лиц при осуществлении этих оперативно-розыскных мероприятий; — законодательным учреждением прокурорского надзора за точным и неуклонным исполнением законов РФ органами и должностными лицами при проведении оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности. Приведенные выше и иные нормы уголовно-процессуального закона и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» являются отправными для исследования взаимосвязей между частной теорией оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности и уголовно-процессуальной наукой. В частности, отображенные в вышеуказанных нормах взаимосвязи при оперативно-розыскном документировании и процессуальном доказывании обеспечивают научно обоснованное сочетание процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в решении задач уголовного судопроизводства. В учебнике для юридических вузов «Основы оперативно-розыскной деятельности» (под ред. В. Б. Рушайло, СПб., 2002) дан развернутый анализ влияния основных институтов уголовного процесса на оперативно-розыскную деятельность. Его выводы могут быть распространены и на оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности как часть теории оперативно-розыскной деятельности. Как известно, уголовно-процессуальное право охватывает совокупность юридических норм, регулирующих деятельность органов расследования, прокуратуры и суда, должностных лиц, граждан и представителей общественности в процессе возбуждения, расследования и разрешения уголовных дел. Соответствующие нормы применяются только в уголовном процессе, поэтому сами по себе они никак не регулируют оперативно-розыскные действия, обеспечивающие ведение оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, однако в совокупности имеют существенное значение как для оперативно-розыскной деятельности, так и для оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности. В этой связи следует рассматривать значение для оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности не отдельных норм уголовного процесса, а некоторых правовых институтов. Как мы отмечали выше, преемственность наук юридического профиля, а именно уголовного процесса и теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, проявляется в общности задач, стоящих перед данными науками. Задачи соответствующей правовой науки неотделимы от задач, формулируемых перед основным нормативным источником данной науки. Как известно, уголовно-процессуальный закон признал в качестве важной составляющей назначения уголовного судопроизводства защиту интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления. Цели оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности представляют собой осознанный образ прогнозируемого результата представления о нем, на достижение которого направлено действие сотрудника оперативно-боевых подразделений. Целями оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности являются защита от преступных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от наиболее тяжких преступных посягательств, обнаружение преступления и задержание преступников, освобождение захваченных ими людей. Уголовно-процессуальные нормы о задержании, избрании меры пресечения, связанные с водворением задержанных и арестованных в изолятор временного содержания или следственный изолятор, создают организационную основу и реальную возможность оперативной проверки задержанных и арестованных в условиях изоляции. Научные труды процессуалистов по этим вопросам могут быть использованы при разработке проблем теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности. Тесная связь, на наш взгляд, наблюдается между положениями теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности и науки административного права. Например, именно отрасли права, изучаемые этой наукой, определяют систему и государственно-правовой статус органов, осуществляющих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности. Система и государственно-правовой статус указанных органов предопределены руководящими положениями Конституции РФ, определяющими их задачи и обязанности, а также детализированными в отраслевом законодательстве (а именно, отраженном в нормах государственного и административного права) полномочиями физических и юридических лиц. Сама система нормативно-правового регулирования оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности носит административно-правовой характер и осуществляется путем издания органами, осуществляющими эту деятельность, в пределах своей компетенции нормативных актов (наставлений, инструкций, приказов, распоряжений и пр.), регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-боевых мероприятий. Оперативно-розыскная деятельность, как и оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, — разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществления оперативно-розыскной и оперативно-боевой деятельности каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности». Вместе с тем в процессе оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, осуществляемого на современном этапе развития нашего государства, возникают, длятся и прекращаются общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права. Прежде всего это происходит в области уголовно — и административно-правовых отношений, а также отношений, регулируемых в основном нормами уголовно — и административно-процессуального права. Отдельные правила (части норм) этих отраслей права законодателем включены в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Среди них встречаются: уголовно-правовые предписания (ч. 4 ст. 18), административные предписания (ч. 7 ст. 18), гражданские предписания (п. 3 ч. 1 ст. 15), трудовые правоотношения (ст. 17 и др.), финансовые гарантии (ст. 19). Полагаем, что такой вариант регламентации является зачастую недостаточно обоснованным и неоправданным, хотя бы с точки зрения юридической техники, а потому нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Библиографический список

Источник: http://center-bereg.ru/m464.html

Факультет (по подготовке специалистов с высшей военной оперативно-тактической подготовкой)

Оперативно боевая деятельность

В  2013 году Военная академия воздушно-космической обороны возобновила набор офицеров для обучения их по программам с высшей военной оперативно-тактической подготовкой. В Военной академии были созданы офицерские курсы и осуществлен набор слушателей для подготовки их по двум направлениям – Управление воинскими частями и соединениями и Управление техническим обеспечением войск (сил).

В 2014 году офицерские курсы были преобразованы в факультет (по подготовке специалистов с высшей военной оперативно-тактической подготовкой), который стал наследником всех факультетов академии осуществлявших подготовку офицеров слушателей для Вооруженных Сил Советского Союза и Российской Федерации. 

В настоящее время на факультете обучаются слушатели по программе магистратуры со сроком обучения два года, подготовка осуществляется по двум направлениям подготовки и по одиннадцати военным специальностям (специализациям):

  1. Управление воинскими частями и соединениями ПВО.
  2. Управление разведкой ВКС.
  3. Управление силами и средствами РЭБ ПВО.
  4. Организация автоматизированного управления ПВО.
  5. Управление воинскими частями  зенитных ракетных войск.
  6. Управление воинскими частями  радиотехнических войск.
  7. Управление воинскими частями и соединениями РКО.
  8. Управление воинскими частями и соединением ПРО.
  9. Управление воинскими частями и соединением разведки космической обстановки.
  10. Управление специальными видами технического обеспечения зенитных ракетных войск.
  11. Управление специальными видами технического обеспечения радиотехнических войск.

В 2015 и 2016 годах более 25 процентов выпускников окончили Военную академию с  отличием, 11 удостоены медали Министерства обороны Российской Федерации «За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации».

Слушатели факультета активно участвуют в военно-научной и рационализаторской работе, ежегодно завоевывают призовые места на межвузовских конкурсах военно-научных работ слушателей и курсантов; только за 3 года слушателями факультета получено более 40 свидетельств о государственной регистрации программ и свыше 45 удостоверений на рационализаторское предложение.

В рамках подготовки выпускных квалификационных работ слушатели участвуют, в научно-исследовательских работах, ведущихся на кафедрах, по актуальным проблемам построения систем ПВО и РКО государства и комплексной системы воздушно-космической обороны Российской Федерации, стратегическим, оперативным и тактическим формам и способам борьбы с воздушно-космическим противником, управлению разновидовыми войсками и силами в единой системе воздушно-космической обороны страны, совершенствованию оперативной и боевой подготовки органов управления и войск.

Уникальная учебно-материальная база, на которой проводятся занятия со слушателями факультета, включает в себя учебные пункты управления, объединенные в единую информационно-моделирующую среду.

На базе моделирующих комплексов развернут Центр оперативно-тактической подготовки для проведения компьютерных учений и игр.

Этот центр широко используется объединениями и соединениями Воздушно-космических сил для моделирования действий войск накануне и в ходе проведения командно-штабных учений (тренировок).

В апреле 2015 года слушатели факультета впервые приняли участие в тактическом учении с боевой стрельбой в 185 Центре боевой подготовки и боевого применения ВКС «Ашулук», которые теперь стали неотъемлемой частью программ подготовки офицеров. 

Условия приема кандидатов из числа офицеров, поступающих в Военную академию воздушно-космической обороны на обучение слушателями1

В качестве кандидатов на поступление в Военную академию воздушно-космической обороны на обучение слушателями по программам с высшей военной оперативно-тактической подготовкой рассматриваются офицеры, проходящие военную службу не менее 7 лет2 в воинском звании офицера, имеющие высшее образование, завершившие обучение по образовательным программам (бакалавриат, специалитет), в воинском звании «капитан», ему равном и выше, с которыми может быть заключен контракт на время обучения в вузе и на 5 лет военной службы после его окончания: 

  • проходящие (проходившие) военную службу не менее одного года на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание «майор», им равных и выше;
  • проходящие военную службу на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание «капитан», назначенные на эти должности в связи с организационно-штатными мероприятиями, если до назначения на эти должности они не менее одного года проходили военную службу на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание «майор», им равных и выше;
  • состоящие не более одного года в распоряжении командиров (начальников) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, до зачисления в распоряжение не менее одного года проходившие военную службу на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание «майор», им равных и выше.

Военно-учетные специальности по занимаемым воинским должностям кандидатов из числа офицеров, поступающих в Военную академию воздушно-космической обороны на обучение по программам с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, должны соответствовать военным специальностям (специализациям), на обучение по которым они рассматриваются в качестве кандидатов.

В качестве кандидатов из числа офицеров рассматриваются также офицеры, военно-учетные специальности которых по занимаемым ими воинским должностям не соответствуют военным специальностям (специализациям) обучения в вузе, если они были назначены на эти воинские должности в связи с организационно-штатными мероприятиями с воинских должностей, по которым военно-учетные специальности соответствовали военным специальностям (специализациям) обучения в вузе, и проходят военную службу на них не более одного года.

Организация приема кандидатов из числа офицеров, поступающих в Военную академию воздушно-космической обороны на обучение слушателями проводится в соответствии с Порядком и условиями приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации 7 апреля 2015 г. №185)

Открытое наименование специальностей профессионального образованияНаименование военной специальностиКатегория обучающихсяСрок обученияПрограммы магистратуры
56.04.02  Управление воинскими частями и соединениямиСлушатели2 года
56.04.04  Управление техническим обеспечением войск(сил)Слушатели2 года

Направление подготовки «Управление воинскими частями и соединениями»

Область профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры  включает:

  • управление воинскими частями и соединениями вида (рода войск) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
  • управление войсками (силами) вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • управление органами управления воинских частей и соединений (войск, сил) вида (рода войск) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
  • управление иными военными или государственными организациями, учреждениями.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры являются:

  • воинские части и соединения вида (рода войск) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
  • войска (силы) вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • органы управления воинских частей и соединений (войск, сил) вида (рода войск) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
  • иные военные или государственные организации, учреждения, органы.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ магистратуры:

  • военно-управленческая;
  • военно-техническая;
  • научно-исследовательская.

Направление подготовки «Управление техническим обеспечением войск (сил)»

Область профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры включает:

  • управление техническим обеспечением воинских частей, соединений видов (родов войск) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
  • управление органами управления и другими органами технического обеспечения воинских частей, соединений видов (родов войск) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, управление боевой готовностью вооружения и военной техники.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры являются:

  • техническое обеспечение воинских частей, соединений видов (родов войск) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
  • органы управления и другие органы технического обеспечения воинских частей, соединений видов (родов войск) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
  • вооружение и военная техника.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ магистратуры:

  • военно-управленческая;
  • военно-техническая;
  • научно-исследовательская.

1Утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации 7 апреля 2015 г. №185
2Срок определяется на 1 сентября года поступления в вуз

Источник: https://vavko.mil.ru/Fakultety/Fakultet

Оперативно боевая деятельность как вид оперативно служебной деятельности органов безопасности

Оперативно боевая деятельность

Благодаря инсценировке предполагаемого развития событий на специальном оперативном задании, воспроизводятся существенные признаки модели поведения потенциального преступника, что в процессе обучения дает не только новые знания об угрожающем объекте, но и позволяет сформировать практические навыки в реальной оперативной обстановке. Поэтому нельзя не отметить важность и значимость такой составляющей в подготовительной базе оперуполномоченных специалистов, как инсценировка поведенческой модели преступника или сопутствующих криминальному делу обстоятельств.

Тактика применения оружия

Еще одним важнейшим аспектом осуществления трудовой деятельности органами правопорядка является тактика применения оружия в оперативно-служебной деятельности.

Оперативно-боевая деятельность как вид оперативно-служебной деятельности органов безопасности

Внимание При этом использование помощи граждан (как РФ, так и иностранных) на гласной и негласной основе осуществляется только с их согласия.

Негласная помощь органам государственной безопасности со стороны граждан выражается в осуществлении скрытого наблюдения, в получении информации о разведывательно-подрывной деятельности с применением иных методов, в том числе путем проникновения в спецслужбы иностранных государств и иностранные организации, в преступные сообщества.

Помощь граждан осуществляется также в форме консультирования органов государственной безопасности по вопросам обеспечения государственной безопасности, борьбы с преступностью, предложений по совершенствованию системы обеспечения госбезопасности и т.п.

России, а также в предупреждении и локализации этих угроз с использованием разведывательных средств и методов;

д) контрразведывательные меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение средствами и методами контрразведки разведывательно-подрывных действий иностранных спецслужб и других иностранных организаций.

ФСБ России для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности задач и обеспечения деятельности указанных органов в установленном порядке создает подразделения департаментов, самостоятельных управлений и других структурных подразделений ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, военно-строительные подразделения, предприятия, учреждения и организации.

Прежде всего, эти органы в соответствии со ст.

Оперативно боевая деятельность как вид оперативно служебной деятельности органов безопасности рф

В свою очередь область разведывательной деятельности – получение информации об угрозах безопасности Российской Федерации – ч. I ст. 11 указанного закона.

Задача же борьбы с преступностью – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, хотя и отнесенных к компетенции органов ФСБ – ст.
10 Федерального закона о ФСБ.

Во всех направлениях своей деятельности органы ФСБ используют схожие как гласные, так и негласные методы и средства, выбор которых тем не менее определяется условиями и целям деятельности.

Помимо вышеназванных прав проводить оперативно-розыскную деятельность, осуществлять дознание и предварительное следствие, осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности закон (ст.

Оперативно боевая деятельность как вид оперативно служебной деятельности органов безопасности российской федерации

Органы ФСБ России реализуют широкие правомочия, которые могут ограничивать права и свободы граждан и организаций (ст.13 Закона о ФСБ).

Из этого числа — когда они могут проверять у лиц документы, удостоверяющие их личность, осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административных правонарушений или преступлений, производство либо дознание или предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также досмотр транспортных средств и находящихся в них грузов при подозрении, что они используются в целях совершения указанных административных правонарушений или преступлений, разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств.

Контрразведывательная деятельность осуществляется в форме проведения гласных и негласных контрразведывательных мероприятий органов ФСБ России.

Гласность контрразведывательной деятельности состоит и открытости ее проведения, как в отношении объекта оперативной заинтересованности, так и для третьих лиц.

Негласная (конфиденциальная) форма этой работы предусматривает скрытность деятельности и используемых при этом сил, средств и методов проведения соответствующих мероприятий.

Поэтому сведения об используемых (использованных) негласных контрразведывательных мероприятиях, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения контрразведывательных мероприятий (оставляют государственную тайну.

Для проведения контрразведывательных мероприятий необходимы определенные основания, исчерпывающий перечень которых дан в ст.

Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.

Оперативно боевая деятельность органов фсб

Организационное построение и деятельность органов ФСБ России основываются на следующих принципах: — законности; — единства системы органов федеральной службы безопасности; — централизации управления органами и пограничными войсками ФСБ России; — уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; — гуманизма; — уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ; — мирного разрешения пограничных споров; — взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств; — конспирации; — сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Федерального закона об ОРД.

Действительно, органы ФСБ, осуществляя свою деятельность в вышеназванных направлениях (контрразведка, разведка, борьба с преступностью) применяют мероприятия, сходные с теми, которые указаны в ст.

6 Федерального закона об ОРД (наблюдение, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности, оперативное внедрение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

Родство и идентичность названных мероприятий определены сходством приемов и навыков их осуществления, но разнятся они в зависимости от целей и задач, решаемых при применении этих мероприятий в сфере контрразведывательной деятельности.

Ее задача – выявление, предупреждение, пресечение разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств – ч. I ст. 9 Федерального закона о ФСБ.

  • юридическая помощь – предполагает, что каждый гражданин общества имеет право на юридическую защиту в суде или на консультацию юриста касательно вопросов имущества, владений, покушений, правонарушений, совершенных против гражданина или совершенных гражданином, то есть на юридическую помощь вправе рассчитывать каждый;
  • предупреждение правонарушений – выступает в роли работы соответствующих органов, направленной на предотвращение комплекса социальных явлений, совместное действие которых провоцирует возникновение преступной деятельности.
Юрист Андреев
Добавить комментарий