Почему воздушные и морские суда относятся к недвижимому имуществу

§ 6. Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости

Почему воздушные и морские суда относятся к недвижимому имуществу

Правовой режим недвижимого имущества

§ 6. Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости

Особым видом недвижимого имущества являются морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Иногда применительно к ним используется такое понятие как условная недвижимость*(203) или, как ее еще называют, недвижимость в силу закона. Следует отметить, что понятие недвижимости в силу закона характерно и для законодательства других стран.

Так, согласно § 658 Гражданского кодекса штата Калифорния допускается возможность отнесения имущества к недвижимому в силу закона.

Необходимость отнесения к недвижимому имуществу морских, воздушных судов, судов внутреннего плавания, космических объектов анализировалась как современными*(204), так и дореволюционными юристами. Так, А.С.

Звоницким было отмечено следующее: “Также в особом положении при закладе находятся речные и морские суда.

Тогда как строения, будучи по существу имуществами недвижимыми, при известных условиях причисляются юридически к движимым, суда, наоборот, являются по существу движимыми имуществами, но обладают некоторыми юридическими свойствами недвижимых”*(205).

Как отмечал А.В. Черных, необходим более гибкий подход к определению понятия недвижимости по закону, что во многом предопределено постоянным расширением нетрадиционных приемов предпринимательской практики и потребностями оборота. Так, самолет, используемый для пассажирских перевозок, является объектом недвижимости.

Тот же самолет, приобретенный физическим лицом для личного пользования, превращается в движимую вещь, а если собственник перестанет использовать его как личное транспортное средство и откроет в нем кафе или музей, то движимая вещь снова превращается в недвижимому, даже при отсутствии прочной связи с землей*(206). С этим мнением вряд ли можно согласиться.

Независимо от того, используется ли самолет для предпринимательской деятельности или личных целей он не перестает быть транспортным средством и следовательно недвижимостью в силу закона. Другое дело, когда самолет используется как кафе.

В этом случае самолет становится сооружением и вопрос о том, является ли он недвижимостью, будет решаться в зависимости от того, насколько прочно он связан с землей.

Понятие и виды упомянутых транспортных средств, рассматриваемых в качестве недвижимости, раскрываются в соответствующих транспортных уставах и кодексах. В транспортных уставах и кодексах также указывается, на какие транспортные средства регистрируются права, и устанавливается порядок их регистрации.

Одним из видов недвижимости в силу закона, как было отмечено выше, являются морские суда.

Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации определяет морское судно как “самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для перевозки и иных целей” (ст. 6). Интересно отметить, что в свое время Г.Ф.

Шершеневич определил морское торговое судно как особое сооружение, способное держаться и передвигаться по воде и предназначенное служить средством осуществления морского промысла*(207).

Согласно статье 12 КТМ суда могут находиться в собственности:

граждан и юридических лиц;

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

муниципальных образований.

При этом суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации. Таким образом, любой субъект гражданского права может быть собственником морского суда.

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 13 КТМ РФ).

В соответствии с п. 1 ст.

14 КТМ собственник судна вправе также передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника (за исключением судов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, которые не могут быть переданы в доверительное управление). При этом сама по себе передача судна в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Такая передача судна подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Различают следующие типы морских судов: пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксируемые, спортивные и прогулочные суда, суда рыбопромыслового флота.

В литературе высказывается мнение о необходимости выделить в качестве особой разновидности судов научно-исследовательские суда, которые могут вести либо прикладные научные исследования (например, для рыболовства), либо фундаментальные (исследование фауны океана)*(208). С этим мнением можно согласиться.

Каждое морское судно обладает определенной национальностью, которая состоит в исключительной юрисдикции государства, флаг которого несет судно в открытом море.

Таким образом, под национальностью судна понимается его принадлежность к определенному государству, которая удостоверяется регистрацией судна. При этом судну выдаются соответствующие документы, которые дают ему право плавать под этим флагом.

Соответственно судно должно подчиняться законам того государства флаг, которого указан.

Несколько по-иному определяется судно внутреннего водного транспорта. Так, согласно ст.

3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река – море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряд, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Суда внутреннего водного транспорта могут находиться в любой собственности. При этом право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет.

Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Определение воздушного судна дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ. Согласно указанной статье воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Как следует из ст.

7 Воздушного кодекса РФ, имущество гражданской и экспериментальной авиации – воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства – в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения – только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские воздушные суда. Из смысла указанной статьи вытекает, что иностранные физические и юридические лица не могут иметь в собственности гражданские воздушные суда.

Российское законодательство не дает определения космического объекта*(209). Понятие космических объектов дается в международных конвенциях, относящих к ним любые объекты, запущенные или предназначенные для запуска в космос, доставленные на небесные тела либо сооруженные на них*(210).

Можно встретить и такое определение космического объекта как “искусственного небесного тела, средств его доставки, других его частей, запущенных или сооруженных в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях”*(211).

Недостатком последнего определения является то, что запуск или сооружение указанных объектов согласно данному определению может осуществляться только в мирных целях, тогда как в реальности много спутников запускается в военных целях.

Следует отметить, что сам термин “космический объект” страдает юридической неопределенностью. В частности к космическим объектам могут быть отнесены любые небесные тела как естественного, так и искусственного происхождения. Кроме того, космический объект может включать как объект с помощью которого производится запуск с земли (ракета-носитель), так и объекты, вращающиеся вокруг Земли.

Очевидно, что использование космических объектов естественного происхождения вопрос не такого далекого будущего. В связи с этим вопрос о возникновении права собственности на части таких объектов и соответственно о регистрации этого права приобретает особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время идет активная торговля участками поверхности Луны и других планет.

Согласно п. D ст. 1 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, понятие космического объекта включает его составные части, средства доставки космического объекта, части этого средства доставки.

Попытки дать определение отдельных видов космических объектов делались и в научной литературе. Так, Э.Г.

Василевская дала следующее определение космического корабля: “Космическим кораблем называется всякий корабль с экипажем или без него, способный двигаться по орбите или маневрировать в космическом пространстве, а также всякий корабль или сооружение, способное действовать как космическая станция”*(212).

В то же время в соответствии со ст. YIII Договора о космосе 1967 г. космический объект и его экипаж (включая международный) при их нахождении в космосе концентрируются и подчиняются власти государства, которое зарегистрировало данный космический объект.

Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и их небесных телах.

При этом договор о космосе устанавливает также, что права собственности на космические объекты остаются незатронутыми как во время нахождения а космическом пространстве, так и после их возвращения на Землю.

Иными словами, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежит тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета*(213).

Источник: https://help-realty.ru/pravovoi_rejim_nedvijimogo_imuschestva/page18.html

Определение движимого имущества сельхозпредприятия в целях налогообложения | Аюдар Инфо

Почему воздушные и морские суда относятся к недвижимому имуществу

Казаков Е. С., эксперт журнала

Законодатели долго не могли определиться, как им быть с обложением налогом на имущество движимого имущества.

Освобождение налогоплательщиков от обложения налогом данного имущества или включение его в облагаемую базу, хотя бы и по пониженной ставке, – все это влияет на чьи то экономические интересы: то бюджетов субъектов РФ, куда поступает данный налог, то средств налогоплательщиков, на балансе которых такое имущество находится.

Можно предположить, что ими принято окончательное решение в отношении данной проблемы, пусть и оно оставляет вопросы у налогоплательщиков.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302 ФЗ внесено изменение в п. 1 ст. 374 НК РФ, согласно которому из числа объектов обложения налогом на имущество исключено движимое имущество.

Ранее оно облагалось этим налогом по пониженной ставке, а до того входило в перечень льготируемых. Теперь облагать такое имущество налогом снова нет оснований. Зато налогоплательщик должен быть уверен, что имущество не является недвижимым (собственно, именно отнесение имущества к недвижимому влечет его включение в облагаемые налогом объекты).

Судя по разъяснениям чиновников, они сами не вполне понимают, какое имущество сельхозпредприятия следует относить к недвижимому, однако – надо отдать им должное – пытаются помочь налогоплательщикам разобраться в этом вопросе.

Так, в письмах ФНС России от 08.02.2019 № БС-4-21/2181 и БС-4-21/2179 констатируется, что гл. 30 НК РФ не содержит определений понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. На основании п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Налог на имущество сельхозпредприятия. К сведению:

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Недвижимыми вещами считаются жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Вещи, не являющиеся недвижимостью, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

В связи с этим необходимо учитывать, что согласно ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.

Налоговики указали, что при рассмотрении состава объекта недвижимого имущества сельхозпредприятия необходимо учитывать нормы ОКОФ[1], а также Федерального закона от 30.12.2009 № 384 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Данные нормативные документы предусматривают, в частности, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих (а в отдельных случаях – и ограждающих) строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельно конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Поэтому, по мнению налоговиков, под объектом недвижимого имущества возможно понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в ст. 2 Федерального закона № 384 ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Налог на имущество сельхозпредприятия. Обратите внимание:

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основные средства), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).

В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132, 133.1, 164 ГК РФ. То есть признаком недвижимого имущества является, как правило, необходимость его регистрации.

Источник: https://www.audar-press.ru/imuschestvo-selhozpredpriyatiya-i-nalog

Самолет недвижимое или движимое имущество – Юрист помог

Почему воздушные и морские суда относятся к недвижимому имуществу

До сих пор есть много спорных юридических моментов, которые не нашли четкого определения в российском законодательстве. Права и обязанности граждан, возникающие в отношении движимого и недвижимого имущества, в результате изменений законов в области налогообложения стали волнующей темой для физических и юридических лиц.

В этой статье попытаемся дать понятия и разобраться в различиях между движимым и недвижимым имуществом, а также в связанных с ними сложностях и неувязках.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 113-18-96. Это быстро и бесплатно!

Что такое имущество

Это материальные ценности, вещи, а также имущественные права и обязанности во владении физических, юридических лиц и публично-правовых образований.

Движимое имущество

Всякое имущество, не являющееся недвижимым, то есть вещи и объекты, которые возможно свободно перемещать в пространстве без ущерба их назначению, а также права на это имущество.

Что относится к движимому имуществу:

  • деньги и ценные бумаги, в том числе безналичные и бездокументарные;
  • драгоценные камни и металлы;
  • предметы искусства;
  • результаты работ и оказанных услуг;
  • интеллектуальная собственность;
  • транспортные средства, за исключением самолетов, вертолетов, космических ракет и водных судов, подлежащих государственной регистрации;
  • животные и др.

Справка. Момент возникновения некоторых категорий движимого имущества, а также переход права собственности не требует государственной регистрации.

Это касается не только интеллектуальной собственности или оказанных услуг, но и материальных объектов.

Леса и многолетние насаждения исключены законом от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ из перечня объектов недвижимости, перечисленных в ст. 130 Гражданского кодекса (ГК РФ), одновременно из ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ исчезло указание о том, что многолетние насаждения относятся к регистрируемым объектам недвижимости.

Однако, в вопросе о налогообложении организаций Минфин России порекомендовал налогоплательщикам с учетом конкретных обстоятельств относить многолетние насаждения к движимому имуществу только если перемещение не нанесет несоразмерный ущерб их назначению (письмо от 11.01.2017 г. № 03-05-05-01/314).

Обособленные водные объекты более не относятся к недвижимому имуществу. В положениях Водного кодекса РФ четко определена принадлежность водных объектов государству и понятие недвижимого имущества не применяется, говорится только о правах собственности, неразрывно связанных с правами на землю (ст.8 ВК РФ).

Оборудование относится к недвижимой или движимой собственности в зависимости от принадлежности к инженерно-техническому обеспечению объекта капитального строительства (письмо Минфина России от 11.04.2013 г. № 03-05-05-01/11960).

Обзор Верховного Суда РФ (ВС РФ) судебной практики от 30.11.2016 г. прояснил вопрос об идентификации сооружений как движимого или недвижимого имущества, отнеся к движимому строения, которые возможно разобрать и перенести в другое место, например:

  • сезонные постройки;
  • хозяйственные блоки;
  • туалеты;
  • теплицы;
  • навесы.

Источник: https://101jurist.com/nedvizhimost/dvizhimoe-i-nedvizhimoe-imuschestvo.html

Самолет движимое или недвижимое имущество – Юридический ликбез

  • 1 Почему самолет недвижимое имущество — Юристы в Санкт-Петербурге
  • 2 Понятия и различия движимого и недвижимого имущества согласно законодательству (с примерами)
  • 3 Недвижимое имущество это самолет
  • 4 Дорожные знаки это движимое или недвижимое имущество
  • 5 Самолет это движимое или недвижимое имущество
  • 6 Забор это движимое или недвижимое имущество

Сегодня у нас пятница, 28 апреля 2017 года, и в эфире очередной выпуск капитал шоу Поле Чудес, и сегодня в студии снова гости крутят барабан! Ну и конечно же мы подготовили для Вас правильные ответы на достаточно непростые вопросы, на которые отвечают сегодня участники шоу. Гражданский кодекс России определяет самолет как (12 букв)

Правильный ответ на вопрос — НЕДВИЖИМОСТЬ

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся:
земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Вещи не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме особых случаев, указанных в законе

Летает, но недвижимое (опять про самолет Шувалова)

В четверг состоялся эфир на радио «Эхо Москвы» с Алексеем Алексеевичем Венедиктовым, разбирались с историей о самолете Шувалова (должен или нет декларировать самолет).

Сразу хочу сказать, что благодарен Ирине Воробьевой и Алексею Алексеевичу Венедиктову за возможность подискутировать по данному вопросу. Разбираться в таких историях нужно и важно. Возможно, слушатели могли запутаться в юридических терминологиях, поэтому хотел бы остановиться на ключевых моментах спора. Таких, на мой взгляд, два.

Во-первых, декларированию подлежит недвижимое имущество, находящееся в пользовании. То есть для ответа на вопрос о декларировании самолета важно понимать, является ли самолет недвижимым имуществом.

Во-вторых, если самолет является недвижимым имуществом, то каким образом декларируется пользование самолетом.

1. Алексей Алексеевич в эфире ставил под сомнение то, что самолет является недвижимым имуществом. Этот вопрос можно закрыть очень просто.

Смотрим гражданский кодекс:

К недвижимости относятся воздушные суда, подлежащие регистрации. Именно так закон и отделяет движимость от недвижимости. Самолет подлежит регистрации – недвижимость. Не подлежит регистрации – движимое имущество.

Далее открываем Воздушный кодекс и смотрим, какие самолеты нужно регистрировать, а какие – нет:

То есть пилотируемые гражданские суда подлежат регистрации, а воздушные суда до 115 кг не регистрируются.
Регистрировать гражданские воздушные судна обязывает и Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция), к которой присоединилась Российская Федерация, а, следовательно, согласно ч.4 ст. 15 конституции является частью Российской правовой системы.

Возникает вопрос, а подлежат ли регистрации воздушные суда на острове Мэн?

Чикагская конвенция определяет правила летной годности и обязывает регистрировать все воздушные суда. Остров Мэн присоединился к данной конвенции под юрисдикцией Великобритании. Более того, у каждой страны есть свой регистрационный префикс. Для острова Мэн это буква «M».

Вот и регистрационный номер на самолете Шувалова, которым интересовался Алексей Алексеевич, с префиксом «М»:

Это говорит о том, что, поскольку самолет Шувалова подлежит регистрации и зарегистрирован, то он является недвижимым имуществом.

Более того, закон сформулирован так: «подлежит регистрации», а не «зарегистрирован», а значит сам факт нахождения самолете в реестре зарегистрированных самолетов не имеет значения.
Значит на вопрос, является ли самолет недвижимым имуществом, есть однозначный ответ: является.

Отсылка Алексея Алексеевича к международному частному праву и в частности к статье 1205 ГК РФ не имеет юридического значения, хотя бы просто потому, что сам Шувалов, собаки Шувалова и, самое главное, самолет, на котором летает Шувалов, находятся в юрисдикции Российской Федерации:

Но даже если бы самолет не влетал на территорию Российской Федерации, для целей административных правоотношений имеет значение понимание недвижимого имущества российским правом. В какой-нибудь африканской стране, наверное, самолет вообще называют «железной птицей», но это не значит, что зарегистрированный в Африке самолет в России мы будем называть «железной птицей».

Но может мы (юристы ФБК) просто сошли с ума и что-то напутали? Чтобы убрать все сомнения, мы обратились к самому авторитетному в вопросах недвижимости юристу Роману Сергеевичу Бевзенко:

2. Второй вопрос: есть ли в справке (форме декларации по указу президента) место для декларирования самолета.

Алексей Алексеевич ссылался на форму справки, в которой есть отдельная графа про воздушные транспортные средства. И действительно есть такая графа.

В этой графе как раз указываются транспортные средства, находящиеся в собственности. Кроме того, воздушные суда массой до 115 кг, которые не подлежат регистрации и являются движимым имуществом, должны записываться именно в эту графу. В этой графе речь идет именно о собственности, а не о пользовании.

Мы утверждаем и доказываем, что самолет Шувалова находится именно в его пользовании (и в бытовом, и в юридическом понимании этого слова), а значит он записывается в другой раздел:

Шувалов регулярно летает на одном конкретном самолете с регистрационным номером M-VQBI, это доказывается графиком перелетов самолета, совпадающим с графиком рабочих поездок Шувалова, а значит Шувалов им пользуется. Про пользование все отлично описано у Навального в посте.

Все перечисленное выше позволяет нам утверждать, что Шувалов нарушил закон и должен быть отправлен в отставку.
Алексей Алексеевич очень опытный ведущий, и где я успевал сказать одно слово, он успевал сказать 10. Поэтому надеюсь, что этот пост добавит ясности в обсуждаемый вопрос.

Воздушное судно как движимое имущество

В соответствии с п.1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном ании 12 декабря 1993 г.

, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, статьей 34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Эти нормы также дополняются нормами федеральных законов и подзаконных нормативных актов, которые конкретизируют указанные гарантии. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г.

N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», Целями государственного регулирования развития авиации являются содействие экономическому развитию Российской Федерации; развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей; создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения средств в приобретение указанной авиационной техники. Также согласно п. «ж» ч.2 Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», до 1 января 2013 г. Должна быть обеспечена замена в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами. Данные нормы в их системной взаимосвязи создают правовую основу для ликвидации обременительных, мешающих развитию авиации юридических процедур, некоторые из которых не только не отвечают целям развития отрасли или охраны публичного и частного интереса, но и создают коррупционные риски. К такого рода избыточным и противоречащим международной правовой практике механизмам государственного контроля в сфере авиации следует отнести существование государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Источник: https://pravolikbez.com/samolet-dvizhimoe-ili-nedvizhimoe-imuschestvo/

Источник: https://jurpomog.ru/samolet-nedvizhimoe-ili-dvizhimoe-imushhestvo.html

Статья 130 ГК РФ. Недвижимые и движимые вещи

Почему воздушные и морские суда относятся к недвижимому имуществу

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

1. Деление вещей на недвижимые и движимые основывается на их естественных свойствах. Недвижимые вещи, как правило, не могут быть перемещены, они являются индивидуально-определенными и незаменимыми. Движимые могут свободно перемещаться и быть как индивидуально-определенными, так и родовыми.

2. К недвижимости п. 1 комментируемой статьи, во-первых, относит объекты естественного происхождения – участки земли, участки недр и обособленные водные объекты.

Следует отметить, что законы о природных ресурсах несколько по-иному определяют эти объекты применительно к праву собственности.

Так, Закон о недрах признает объектом государственной собственности недра в целом как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов, и простирающегося до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, в пределах территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной зоны. Участки же недр в виде горного отвода Законом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование.

Водный кодекс предусматривает, что объектом государственной собственности являются водные объекты в целом, а под водным объектом понимается и его часть.

Обособленные же водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться не только в государственной собственности, но и в муниципальной.

В качестве объекта права пользования или вещного права (публичного или частного сервитута) также может выступать только часть водного объекта, т.е. участок водной поверхности.

Во-вторых, к недвижимости отнесено все то, что прочно связано с землей, – здания, сооружения, леса, многолетние насаждения и другие объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. Будучи отделенными от нее, они становятся движимыми вещами.

Недвижимым имуществом признается также предприятие в целом как имущественный комплекс (см. коммент. к ст. 132).

3. ГК закрепляет особенности правового режима недвижимости:

1) право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (см. коммент. к ст. 131);

2) обязательство, предметом которого является недвижимость, по общему правилу исполняется в месте ее нахождения;

3) право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество или передаваемое по договору возникает с момента государственной регистрации этой недвижимости (см. коммент. к ст. 219) либо перехода права собственности на нее к покупателю (ст. 551);

4) установлен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи (см. коммент. к ст. 225) и более длительные сроки приобретательной давности на недвижимое имущество (см. коммент. к ст.

234); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 349); распоряжение государственным и муниципальным предприятием принадлежащим им недвижимым имуществом (см. коммент. к ст.

295);

5) действуют специальные правила совершения сделок с недвижимостью, предусматривающие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость.

Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателя этим участком или его частью (см. коммент. к ст. 340).

При продаже или аренде зданий, сооружений и предприятий одновременно с передачей покупателю права собственности на них передаются права на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

Если же продается или сдается в аренду лишь земельный участок, владелец недвижимости сохраняет право пользования той его частью, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на предусмотренных договором условиях, а при их отсутствии – право ограниченного пользования (сервитут) (ст. ст. 552, 553 и 652, 653).

Положения ГК о договорах дарения и ренты не содержат аналогичных правил в отношении недвижимости и земельного участка, на котором она находится. Представляется, что к ним по аналогии должны применяться правила купли-продажи недвижимости.

4. К недвижимости ГК относит и некоторые движимые по своим естественным свойствам вещи – воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Недвижимостью являются только те из них, которые подлежат государственной регистрации органами, уполномоченными осуществлять контроль за этими объектами.

Понятие указанных транспортных средств раскрывается в транспортных уставах и кодексах, а космических объектов – в международных конвенциях (договорах, соглашениях). Воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

Судно, морское или внутреннего водного плавания, – это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для плавания по морским или внутренним водным путям. Российское законодательство (Закон РФ от 20 августа 1993 г. “О космической деятельности” // РГ. 6 октября. 1993) не дает определения космического объекта.

Международные документы относят к ним объекты, запущенные в космос или доставленные на небесные тела либо сооруженные на них.

Некоторые из международных актов в качестве космических объектов рассматривают не только объект в целом, но и его составные части, а также средство его доставки (его часть), указывают виды космических объектов (станции, установки, оборудование, космические корабли).

Порядок регистрации воздушных судов определен ст. 33 ВК. Гражданские суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.

Ведение Государственного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Государственные же воздушные суда регистрируются в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Морские суда регистрируются в порядке, определенном ст. 23 КТМ, а суда внутреннего водного плавания – ст. 26 УВВТ. Регистрации подлежат морские суда, технический надзор за которыми осуществляет Технический регистр, и суда внутреннего водного транспорта, являющиеся самоходными, а также несамоходными, грузоподъемность которых превышает 5 т.

Морские суда вносятся в Государственный судовой регистр в одном из морских или речных портов, а суда внутреннего водного транспорта – в судовые реестры бассейнов рек или судоходных инспекций (суда, постоянно плавающие вблизи морских портов, расположенных на реках, и ниже этих портов подлежат внесению в судовые регистры этих портов). Однако впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на эти объекты (п. 1 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости).

Космические объекты подлежат государственной регистрации, порядок которой должен определяться Правительством РФ. Наряду с этим в данной сфере действует Конвенция 14 января 1975 г. о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.

Регистрация воздушных судов, морских судов, судов внутреннего водного транспорта и космических объектов уполномоченными на то органами не заменяет регистрацию прав на них как на недвижимость, в порядке, предусмотренном ст. 131.

5. ГК не исключает возможности распространения режима недвижимости и на иное имущество, помимо указанного в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, но только на основании прямого указания закона.

6. Движимым имуществом являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, которые не отнесены ГК и другими законами к недвижимости.

Права на движимые вещи (по общему правилу) не подлежат государственной регистрации. Однако закон может предусмотреть необходимость такой регистрации для отдельных видов движимого имущества.

Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г.

N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации” (СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999).

Источник: https://zknrf.ru/gk-rf-chast-1/Razdel-I/Glava-6/Statya-130/

Какое имущество признается движимым и освобождается от налога на имущество

Почему воздушные и морские суда относятся к недвижимому имуществу

Разница между движимым и недвижимым имуществом обозначена в статье 130 Гражданского кодекса. Там говорится, что недвижимость — это участки недр и земли, а также все, что прочно связано с землей.

Здесь же дано разъяснение: прочно связанными с землей считаются объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, незавершенное строительство).

Кроме того, к недвижимости относятся подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, космические объекты и суда внутреннего плавания.

Движимое имущество — это вещи, которые не признаются недвижимыми. Движимым имуществом являются, в частности, деньги и ценные бумаги. В общем случае регистрация прав на движимое имущество не требуется.

К сожалению, определение движимого имущества весьма расплывчато. Поэтому нет полной ясности, какие именно движимые вещи освобождены от налога на имущество согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ. Рассмотрим в отдельности объекты, которые чаще всего вызывают вопросы у бухгалтеров (здесь и далее речь идет об имуществе, поставленном на баланс с 1 января 2013 года).

Водопровод, канализация, электросеть и кабельные линии связи

Пожалуй, самыми спорными объектами являются коммуникационные сети, проложенные в зданиях.

На первый взгляд может показаться, что они относятся к движимому имуществу, и, как следствие, подпадают под льготу.

Действительно, канализация, а также сети водо- и электроснабжения, хотя и находятся в помещении, но являются лишь его частью. К тому же государственная регистрация коммуникационных сетей не требуется.

Тем не менее, подобные объекты — это недвижимость. Дело в том, что по определению, приведенному в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ*, здание представляет собой единую объемную систему, в которую, в числе прочего, входят системы инженерно-технического обеспечения.

Получается, что сети водо-, газо- и электроснабжения, канализация, отопительные батареи и лифты функционально связаны со зданием, и их перемещение причинило бы ему несоразмерный ущерб. Значит, данные объекты — недвижимые, и они облагаются налогом на имущество. Такую точку зрения высказал Минфин России в письме от 15.08.13 № 03-04-06/33238 (см.

«Минфин напомнил, какие основные средства относятся к недвижимому имуществу в целях уплаты налога на имущество»).

А вот кабельные линии связи относятся к движимым объектам. Такой вывод следует из пункта 5 постановления Правительства РФ от 11.02.

05 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи».

В нем говорится, что госрегистрации подлежат объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи. Это кабельные канализации, наземные и подземные сооружения, а также кабельные переходы.

Что касается самих кабельных линий, то их регистрировать не нужно. Следовательно, они являются движимыми объектами, и в отношении них применяется льгота. Об этом говорится в письме Минфина России от 27.03.13 № 03-05-05-01/9648 (см. «Организации вправе не платить налог на имущество в отношении кабельных линий связи, принятых на учет с 1 января 2013 года»).

Сигнализация, кондиционеры, рекламные конструкции, банкоматы и платежные терминалы

Применение льготы по кондиционерам и сигнализации (как пожарной, так и охранной) зависит от того, являются ли они составной частью системы инженерно-технического обеспечения. Проще говоря, вмонтированы ли они в здание при его постройке, или установлены позже как отдельные объекты.

Если кондиционеры встроены в стены и представляют собой единую вентиляционную систему здания, то они относятся к недвижимости и подпадают под налог.

То же самое относится и к сигнализации, которая входит в единую инженерно-техническую систему здания.

Но если указанные выше объекты — самостоятельные, и их можно демонтировать без ущерба для здания, то это движимые основные средства. Их можно исключить из облагаемой базы по налогу на имущество.

С банкоматами, платежными терминалами и рекламными конструкциями дело обстоит еще проще. Они априори являются самостоятельными объектами, и в отношении них можно применять льготу без каких-либо оговорок.

К таким выводам пришли специалисты Минфина России в письме от 11.04.13 № 03-05-05-01/11960 (см.

«Стоимость отделимых улучшений в арендованном помещении, принятых на учет после 1 января 2013 года, налогом на имущество не облагается»).

Транспортные средства

С автомобилями и другим транспортом все предельно ясно. Они полностью удовлетворяют определению движимого имущества, приведенному в статье 130 Гражданского кодекса. Исключение составляют лишь самолеты, космические ракеты и водные суда, подлежащие государственной регистрации. Но у большинства компаний подобных объектов на балансе нет, и никогда не будет.

Все прочие транспортные средства под налог на имущество не подпадают. Это подтвердила ФНС России в письме от 18.02.13 № БС-4-11/2677@ (см. «Транспортные средства, принятые на баланс в качестве основных средств до 1 января 2013 года, облагаются налогом на имущество»).

Улучшения в арендованном помещении

Многие арендаторы за свой счет улучшают помещение, которое они снимают у арендодателя. В некоторых случаях такие усовершенствования попадают в базу по налогу на имущество арендатора, в других случаях не попадают. Все зависит от того, какими являются улучшения — отделимыми или неотделимыми.

Если улучшения отделимые, то их можно переместить или разобрать, не причинив ущерба зданию. В такой ситуации улучшения признаются движимыми объектами ОС, и налогом на имущество не облагаются. Это подчеркнул Минфин России в письме от 11.04.13 № 03-05-05-01/11960.

Неотделимые улучшения — это капитальные вложения в арендованное помещение. Деньги, потраченные на такие вложения, учитываются в первоначальной стоимости помещения. Это следует из положений ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Значит, неотделимые улучшения неразрывно связаны со зданием, и их следует относить к недвижимым объектам. Как следствие, арендатор обязан платить налог на имущество в отношении таких объектов в течение всего срока аренды.

Правда, налогоплательщики не всегда соглашаются с данным подходом. Можно услышать мнение, что неотделимые улучшения, наравне с отделимыми, исключаются из облагаемой базы. В качестве подтверждения приводится такой аргумент — арендатор не является собственником улучшений.

По этой причине он лишен возможности встать на учет в ИФНС по местонахождению арендованного объекта и сдать декларацию по налогу на имущество. Но Минфин России в письме от 14.03.13 № 03-05-05-01/7760 заявил, что подобная точка зрения ошибочна, и руководствоваться ей не нужно (см.

«Стоимость неотделимых улучшений в арендованное имущество, как и прежде, облагается налогом на имущество»).

Предметы лизинга и объекты, предназначенные для сдачи в аренду

Освобождение от налога на имущество, предусмотренное подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, распространяется на движимые объекты, переданные в лизинг. Воспользоваться льготой вправе либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе учтено основное средство.

Напомним, что вопрос о том, кто поставит предмет лизинга на свой баланс, решают лизингодатель и лизингополучатель. Об этом сказано в пункте 1 статьи 31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

И если движимое ОС окажется на балансе лизингодателя, то он не должен будет платить налог на имущество. То же относится и к лизингополучателю. С таким подходом согласился Минфин России в письме от 11.09.13 № 03-05-05-01/37418 (см.

«Движимое имущество, учтенное на балансе лизингодателя или лизингополучателя с 1 января 2013 в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество»).

Под льготу также подпадает движимое имущество, предназначенное для предоставления за плату во временное пользование. Данное имущество относится к основным средствам и отражается в бухучете как доходные вложения в материальные ценности (п. 5 ПБУ 6/01).

А раз это основное средство, то для него справедливы все нормы, предусмотренные для ОС — в том числе, и освобождение от налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 15.08.13 № 03-05-05-01/33164 (см.

«Движимое имущество, которое было приобретено после 1 января 2013 года для последующей передачи в аренду, налогом на имущество не облагается»).

Имущество, полученное при реорганизации или в качестве вклада в уставный капитал

После реорганизации в форме присоединения компания-правопреемник наследует имущество, ранее принадлежавшее предшественнику. И если данное имущество — движимое, то правопреемник получает в отношении этого объекта освобождение от налога.

Такие комментарии содержатся в письме Минфина России от 05.08.13 № 03-05-05-01/31412 (см. «Движимое имущество, полученное после 1 января 2013 года в результате реорганизации компании в форме присоединения, налогом на имущество не облагается»).

Аналогичным образом обстоит дело и с движимыми объектами, которые получены компанией, образованной в результате выделения (письмо Минфина России от 25.09.13 № 03-05-05-01/39723, см.

«Движимое имущество выделившейся в результате реорганизации компании, учтенное на балансе в 2013 году, налогом на имущество не облагается»).

Помимо этого, право на льготу получает коммерческая компания, созданная путем преобразования из унитарного предприятия.

Если вновь созданная организация получила от ГУПа или МУПа движимые объекты, то она вправе исключить их из облагаемой базы по налогу на имущество. Это разъяснили специалисты Минфина России в письме от 03.04.13 № 03-05-05-01/10876 (см.

«ООО, созданное в 2013 году в результате приватизации госпредприятия, может воспользоваться освобождением от налога на имущество в отношении движимого имущества»).

Кроме того, от налога на имущество освобождаются движимые основные средства, которые учредитель внес как вклад в уставный капитал. Такой вывод следует из письма Минфина России от 29.05.13 № 03-05-05-01/19527 (см. «Движимое имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал и принятое на учет в 2013 году, не облагается налогом на имущество»).

Объекты, бывшие в употреблении

Нередко организации приобретают движимое имущество, которое уже эксплуатировалось бывшим владельцем. Соответственно, такие объекты уже были учтены в качестве основных средств на балансе продавца. Означает ли это, что покупатель лишается права на применение льготы?

Специалисты финансового ведомства ответили отрицательно. Чиновники растолковали, что никаких ограничений для имущества, бывшего в употреблении, в Налоговом кодексе нет.

Другими словами, подержанные движимые объекты подпадают под освобождение от налога на имущество точно так же, как новые. Данную точку зрения Минфин России изложил в письме от 07.02.13 № 03-05-05-01/2766 (см.

«Бывшее в употреблении движимое имущество, поставленное на учет в качестве основных средств в 2013 году, налогом на имущество не облагается»).

Модернизированное имущество

Для многих компаний актуальна следующая ситуация. Движимые основные средства, поставленные на баланс до 1 января 2013 года, после этой даты подверглись модернизации или реконструкции.

Чиновники из Минфина полагают, что в отношении таких объектов льгота не действует. Данная позиция основана на положениях ПБУ 6/01, согласно которым основное средство принимается к учету по первоначальной стоимости. А модернизация и реконструкция лишь корректируют ранее сформированную стоимость.

Выходит, что ни модернизация, ни реконструкция не изменяют дату постановки объекта на баланс. И если эта дата относится к 2012 году и более ранним периодам, то имущество облагается налогом на общих основаниях. Именно так говорится в письме Минфина России от 01.03.13 № 03-05-05-01/6096 (см.

«Движимое имущество, учтенное в составе основных средств до 1 января 2013 года и модернизированное после этой даты, облагается налогом на имущество в общем порядке»).

* Название документа — «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Список доступных аудиосеминаров

Инструкция по оплате

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2013/10/7874

Юрист Андреев
Добавить комментарий