Порядок согласования с профсоюзом

В каких случаях работодатель принимает решения с учетом мнения профсоюзного органа или по согласованию с ним?

Порядок согласования с профсоюзом
Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Коллективным договором или соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК).

Локальные нормативные акты, принятые работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК).

Трудовой кодекс предусматривает, что с учетом мнения выборного органа решаются следующие вопросы:

введение и отмена ранее срока режима неполного рабочего времени при угрозе массового увольнения из-за изменений определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74 ТК);

рассмотрение вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюза (ст. ст. 82, 373 ТК);

проведение аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников (ст. 82 ТК).

привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99 ТК);

определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

установление режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК);

определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочий праздничный день (ст. 112 ТК);

привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113 ТК);

установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков (ст. 116 ТК);

утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК);

принятие мер по предотвращению массового увольнения (ст. 180 ТК);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК).

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК);

установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК);

установление порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);

увеличение продолжительности вахты до 3-х месяцев (ст. 299 ТК);

утверждение графика работы при вахтовом методе (ст. 301 ТК);

установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 302 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при использовании отпуска работниками, занятыми у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом работников, занятых у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих особенности регулирования труда спортсменов, тренеров (ст. 348.1 ТК).

С учетом мнения представительного органа работников решаются следующие вопросы:

установление порядка проведения аттестации (ст. 81 ТК);

определение перечня работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

составление графиков сменности (ст. 103 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда (ст. 135 ТК);

утверждение формы расчетного листка (ст. 136 ТК);

установление размеров повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями (ст. 147 ТК);

установление конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК);

установление размеров доплат за работу в ночное время (ст. 154 ТК);

применение систем нормирования труда (ст. 159);

принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК);

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня профессий и специальностей, форм профессиональной подготовки и переподготовки работников (ст. 196 ТК).

Наконец, при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда (ст. 212 ТК) работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает необходимость использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа, во-первых, при принятии отдельных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, во-вторых, при расторжении трудового договора с работниками — членами профсоюза по инициативе работодателя по отдельным основаниям и, в-третьих, при принятии отдельных управленческих решений.

Под представительным органом работников следует понимать орган, представляющий работников в отношениях социального партнерства (выборный орган первичной профсоюзной организации, уполномоченный законом или работниками на представительство, иной представительный орган работников).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. Особого порядка учета мнения представительного органа работников Трудовой кодекс не устанавливает, поэтому на практике следует руководствоваться порядком, предусмотренным ст. 372 ТК РФ.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ.

Статьей 374 ТК РФ установлены гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы.

Перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним, может быть расширен коллективным договором, соглашением.

Отдел защиты прав трудящихся

Пермского крайсовпрофа

← Вернуться

Источник: https://permsovprof.ru/dejatelnost/pravozawitnaja-dejatelnost/kommentarij-jurista/v-kakih-sluchajah-rabotodatel-prinimaet-reshenija-s-uchetom-mnenija-profsojuznogo-organa-ili-po-soglasovaniju-s-nim.html

Локальные документы, требующие мотивированное мнение первичной профсоюзной организации

Порядок согласования с профсоюзом

БЮЛЛЕТЕНЬ № 14                                                                                     ( сентябрь 2013)Профсоюз работников народного образовании и науки Российской ФедерацииВЫ СПРАШИВАЛИ – МЫ ОТВЕЧАЕМ

Локальные документы, требующие мотивированное мнение первичной профсоюзной организации

В соответствии со статьей  372 Трудового Кодекса Российской Федерации  работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором учреждения, Соглашением между МОиН РТ и рескомом профсоюза работников образования и науки на 2010-2013 годы, перед принятием решения обязан направить проект локального нормативного акта  и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы работников.

По согласованию с выборными органами первичных профсоюзных организаций рассматриваются следующие вопросы (ст.371):

ü расторжение трудового договора с работниками, являющимися членами Профсоюза, по инициативе работодателя (ст.82, 374 ТК РФ);

ü привлечение к сверхурочным работам (ст.99 ТК РФ);

ü разделение рабочего времени на части (ст.105 ТК РФ);

ü привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ);

ü очередность предоставления отпусков (ст.123 ТК РФ);установление заработной платы в соответствии с трудовым договором и в соответствии с действующим данного работодателя системы оплаты труда (НСОТ) (ст.135 ТК РФ);

ü применение систем нормирования труда (ст.159 ТК РФ);

ü массовые увольнения работников (ст.180 ТК РФ);

ü установление перечня должностей с ненормированным рабочим днем (ст.101 ТК РФ);

ü утверждение Правил внутреннего трудового распорядка (ст.190 ТК РФ);

ü создание комиссий по охране труда (ст.218 ТК РФ);

ü      установление графиков сменности, расписаний занятий, уроков (ст103 ТК РФ);

ü      установление размеров доплат за вредные и иные особые условия труда (ст.147 ТК РФ);

ü   определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст.196 ТК РФ);

ü размер повышения оплаты труда в ночное время (ст.154 ТК РФ);

ü применение и снятие дисциплинарного взыскания до истечения 1 года со дня его применения (ст.193, 194 ТК РФ);

ü установление сроков выплаты заработной платы работников (ст.136 ТК РФ);

ü другие вопросы, затрагивающие социально-трудовые права работников, предусмотренные действующим законодательством

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

          Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

    В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

   При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном  Трудовым Кодексом  Российской Федерации.

   Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Примерный образец

Обращения работодателя к выборному органу первичной профсоюзной организации о получении мотивированного мнения

 и обоснования по нему

Дата и исходящий                                       _____  ________________________________

номер документа                                                     ________________________________

(наименование выборного органа

первичной профсоюзной организации)

ОБРАЩЕНИЕ

О даче мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 372 Трудового кодекса РФ

_____________________________________________________________________________________________

(наименование организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения)

направляет проект приказа о

____________________________________________________________________________________________________________________   

(наименование локального нормативного акта)

и обоснование по нему с приложением всех необходимых документов.

            Прошу в течение пяти рабочих дней направить в письменной форме мотивированное мнение по данному проекту нормативного акта.

            Приложение на ______ листах.

Полномочный

представитель

работодателя ________________         __________________________

                                     (подпись)                                                      (фамилия и инициалы)

Примечание: обращение печатается на фирменном бланке организации  и должно регистрироваться с указанием исходящего номера и даты.

Примерный образец мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по проекту локального нормативного акта

Дата и исходящий                                                              

номер документа                                                                 _________________________

(наименование организации)

_________________________

(должность, Ф.И.О.,  представителя работодателя)    

ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ

_____________________________________________________________________________

(наименование выборного органа профсоюзной организации)

О мотивированном мнении по вопросу принятия работодателем локального нормативного акта

_____________________________________________________________________________ (наименование проекта локального нормативного акта)

_________________________ рассмотрел полномочным составом Обращение

(наименование выборного профоргана)

работодателя № ______ от «______» _______________ 20__ г.

по проекту _______________________________________________________________________________                                                (наименование проекта локального нормативного акта)

обоснование по нему и документы, подтверждающие необходимость и законность принятия нормативного акта работодателя.

На заседании «____» _______________ 20__г. ______________________

(наименование выборного  профоргана)

на основании статей 371, 372 Трудового кодекса РФ проверено соблюдение работодателем норм, предусмотренных  ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, условий коллективного договора и соглашений при подготовке проекта ___________________________________________________________________________

                               (наименование проекта локального  нормативного акта работодателя)

и утверждено следующее мотивированное мнение:

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

(наименование выборной профорганизации)

по   проекту___________________________________________________________________                                               (наименование проекта локального нормативного акта)

Представленный работодателем проект

_____________________________________________________________________________

(наименование проекта локального нормативного акта)

и приложенные к нему документы, подтверждающие (не подтверждающие) правомерность  его принятия соответствует  (не соответствует) требованиям, установленным статьями _________ Трудового кодекса РФ, статьями _______________ иного федерального закона и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулирующих принятие данного нормативного акта, пунктам (статьям) _______________________соглашения, пунктам (статьям)____________________________ Коллективного договора,  не ухудшает (ухудшает) положение работников.

Иные замечания и дополнения к проекту по содержанию, срокам введения, предлагаемых изменениях и т.д. _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

На основании изложенного ___________________________________________________________ ____________                                                                                    (наименование профоргана)

считает возможным  (невозможным) принятие работодателем

_________________________________________________________________________________________

            (наименование проекта локального нормативного акта)

Примечание: если возможность принятия локального нормативного акта связана с необходимостью изменения его редакции, то мотивированное мнение может содержать измененную редакцию проекта, утвержденную выборным органом первичной профорганизации.

Председатель

первичной

профорганизации _____________________       __________________________

                                         (подпись, печать)                        (Ф.И.О.)

            Мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации ________________________________________________

(наименование профоргана)

от « ____» ___________________ 20__ г.

Получил(а)___________________________       

                   (Ф.И.О. представителя работодателя)

 «____»_________________ 20__г.                      __________________________

(подпись)

 Статья 8 Трудового Кодекса Российской Федерации

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудовые права

 В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.

    Нормы локальных документов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, а также локальные нормативные акты, принятые без установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников,  не подлежат применению.

   В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашение.

за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением
условий коллективных договоров, соглашений  (извлечение)

   Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.  Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения. 

Источник: https://edu.tatar.ru/laishevo/stolbishi/dou1/page1604674.htm

Когда нужно учитывать мнение профсоюза – НалогОбзор.Инфо

Порядок согласования с профсоюзом

Если в организации есть профсоюз, то при решении некоторых вопросов она обязана учитывать его мнение (ст. 371 ТК РФ). Интересы сотрудников организации первичная профсоюзная организация представляет через свой выборный орган (ст. 372, 373 ТК РФ). На практике таким органом является профсоюзный комитет (профком).

Ситуация: обязана ли организация создавать профсоюз?

Нет, не обязана.

Профсоюзом считается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности. Представительный орган (профсоюз) создается в целях защиты социально-трудовых прав и интересов сотрудников организации. Об этом говорится в статье 2 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

При этом профсоюзы независимы в своей деятельности от организации (руководства организации) (ст. 5 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ). Организация при решении некоторых вопросов обязана учитывать мнение профсоюза (ст. 371 ТК РФ). В частности, это нужно сделать при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ).

Однако такое условие необходимо выполнять только при наличии профсоюзного органа в организации (ст. 8 ТК РФ).

Таким образом, руководство организации не вправе обязывать сотрудников создавать представительный орган (профсоюз). В свою очередь у сотрудников организации не может быть обязанности объединяться в профсоюз.

Когда необходимо учесть мнение профсоюза

Организация обязана учесть мнение профсоюза:

  • при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок учета

Процедура учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов включает в себя несколько этапов.

Сначала организация направляет в профсоюзный комитет:

  • проект локального нормативного акта (например, Положение об оплате труда, коллективный договор);
  • обоснование к проекту (пояснение, для чего он принимается и как в нем учтены интересы сотрудников) (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Обоснование можно представить, например, в виде сопроводительного письма.

Об этом говорится в части 1 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Профсоюзный комитет должен рассмотреть проект локального нормативного акта и выработать по нему мотивированное мнение в письменной форме. В зависимости от принятого решения документ может содержать:

  • согласие с предложенным проектом локального нормативного акта;
  • предложения по его совершенствованию;
  • отрицательное мнение по проекту документа.

Мотивированное мнение профсоюз должен направить работодателю не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта.

Об этом говорится в части 2 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Совет: в целях соблюдения сроков и устранения возможных разногласий зарегистрируйте сопроводительное письмо, мотивированное мнение в журналах учета входящей и исходящей корреспонденции.

Положительное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с проектом локального акта, то документ считается приятым с учетом мнения профсоюзного органа. При этом в нем должно присутствовать упоминание о том, что мнение профсоюза учтено.

Пример оформления локального нормативного акта организации с учетом мнения профсоюза. Мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования.

Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о согласии с проектом локального нормативного акта.

25 января Положение об оплате труда было принято и утверждено руководителем организации с учетом мнения профсоюзного органа.

Отрицательное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета отрицательное либо содержит предложения по усовершенствованию локального акта, то в указанном документе профсоюз должен обосновать свою позицию и дать заключение по представленному проекту документа. В этом случае работодатель может согласиться или не согласиться с мотивированным мнением профсоюза.

При согласии организации с мотивированным мнением руководитель утверждает локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом.

Если работодатель не согласен с позицией профсоюзного комитета, то он должен провести дополнительные консультации с профсоюзом в целях достижения оптимального решения. Это нужно сделать в течение трех дней после получения мотивированного мнения. Если в результате консультаций разногласия не устранены, то оформляется протокол разногласий.

Работодатель может принять локальный нормативный акт, даже если стороны не пришли к согласию. В этом случае профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Обжалование локального акта

Обжалование локального акта в трудовой инспекции происходит в следующем порядке.

Трудовая инспекция, получив жалобу профсоюзного органа, в течение одного месяца со дня ее получения проводит проверку, по результатам которой выносит решение.

Если будут выявлены нарушения трудового законодательства, инспекция выдаст работодателю предписание об отмене указанного локального акта, обязательное для исполнения.

Об этом говорится в части 5 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, профсоюз может начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном главой 61 Трудового кодекса РФ.

Пример учета мнения профсоюза при принятии организацией локального нормативного акта. Мотивированное мнение профсоюза содержит несогласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования.

Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о несогласии с проектом локального нормативного акта. Работодатель 25 января провел дополнительные консультации с представителями профсоюза, по результатам которых был составлен протокол разногласий. В связи с тем что стороны так и не пришли к согласию, организация утвердила локальный нормативный акт без учета мнения профсоюза.

Профсоюз принял решение обжаловать принятый документ в трудовой инспекции.

Кроме того, в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов, организация должна учесть мнение профсоюза в некоторых других случаях, установленных законодательством (ст. 371 ТК РФ).

Расторжение трудового договора

Учесть мнение профсоюза нужно, если организация по своей инициативе увольняет сотрудников, являющихся его членами. Работодатель обязан запросить мнение профсоюза при увольнении в связи с:

  • сокращением численности или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • увольнением сотрудников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (ч. 3 ст. 171 ТК РФ).

Порядок учета мнения профсоюза заключается в следующем.

Организация направляет в профсоюзный комитет проект приказа об увольнении и копии документов, являющихся основанием для принятия данного решения (например, копию протокола аттестационной комиссии – при увольнении в связи с несоответствием сотрудника занимаемой должности) (ч. 1 ст. 373 ТК РФ).

По результатам рассмотрения документов профсоюзный комитет в течение семи рабочих дней составляет мотивированное мнение в письменной форме и направляет его работодателю (ч. 2 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз согласен с проектом приказа об увольнении, то организация вправе уволить сотрудника не позднее одного месяца со дня получения положительного мотивированного мнения (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз не согласен с решением организации, то он в течение трех рабочих дней проводит дополнительные консультации с представителями организации. По результатам консультаций оформляется протокол.

При недостижении общего согласия руководитель организации в течение 10 рабочих дней со дня направления приказа может утвердить его без учета мнения профсоюза. При этом профсоюз вправе подать жалобу на действия работодателя в трудовую инспекцию и в суд.

Кроме того, сотрудник может самостоятельно обжаловать решение об увольнении в суде.

Трудовая инспекция в течение 10 дней со дня получения жалобы рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание восстановить сотрудника на работе с оплатой вынужденного прогула. Такое предписание организация вправе обжаловать в суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 373 Трудового кодекса РФ.

Ситуация: как организации учесть мнение профсоюза, если порядок такого согласования в законодательстве не установлен (например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам)?

В Трудовом кодексе РФ предусмотрены случаи, когда работодатель обязан принимать решения с учетом мнения профсоюза. Однако порядок такого согласования установлен лишь для случаев:

  • принятия локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);
  • расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Помимо этого, в Трудовом кодексе РФ упоминаются и другие случаи, когда организация должна учесть мнение профсоюзного органа. Например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам (ч. 2, 4 ст. 99 ТК РФ). Полный перечень таких случаев приведен в таблице.

При этом порядок согласования решения работодателя с профсоюзом в таких ситуациях не установлен.

В данном случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения профсоюзного органа и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный статьями 372 или 373 Трудового кодекса РФ (в зависимости от решения, которое нужно согласовать с профсоюзом).

Ситуация: в каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом?

В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

  • иные представительные органы (представители).

Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.

Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:

  • в организации нет профсоюза;
  • ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.

Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.

Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.

При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:

  • должна принять решение с учетом мнения профсоюза;
  • должна принять решение с учетом мнения представительного органа сотрудников (ст. 101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ).

Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ (т. е.

в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре).

При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный для учета мнения профсоюза (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).

Источник: http://nalogobzor.info/publ/kadrovyj_uchet/trudovye_otnoshenija/kogda_nuzhno_uchityvat_mnenie_profsojuza/116-1-0-3012

Согласование увольнения с профсоюзом

Порядок согласования с профсоюзом

“Кадровик. Кадровое делопроизводство”, 2013, N 1

СОГЛАСОВАНИЕ УВОЛЬНЕНИЯ С ПРОФСОЮЗОМ

Автор рассматривает процедуру согласования с профсоюзом увольнений сотрудников по ряду оснований, особое место уделив особенностям увольнения по сокращению штата, в том числе руководителей профсоюзной организации.

Словарь кадрового делопроизводства. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”).

В последние годы сложилось ложное представление о том, что роль и значение профсоюза в качестве защитника прав и интересов работников заметно снизились. Однако достаточно лишь внимательно изучить ТК РФ, чтобы убедиться в обратном. В ряде статей прямо указывается необходимость учета мнения профсоюза в определенных случаях.

При этом перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения профсоюзного органа или с использованием иной формы участия работников в управлении организациями, например совместного принятия вопросов или согласования по ним, может быть расширен коллективным договором, соглашением (ч. 3 ст. 8 ТК РФ).

Нарушение данных договоренностей влечет недействительность решения работодателя.

Мы поставили задачу в рамках данной статьи рассмотреть лишь участие профсоюза в случаях прекращения трудового договора с разными категориями работников.

С точки зрения законодательства о гарантиях соблюдения трудовых прав лица, осуществляющие профсоюзную деятельность, могут быть разделены на несколько групп:

1) члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, которые не освобождены от основной работы;

2) освобожденные профсоюзные работники;

3) бывшие члены выборного профсоюзного органа;

4) работники, участвующие в коллективных переговорах;

5) работники, участвующие в урегулировании коллективного трудового спора;

6) работники, являющиеся членами комиссии по трудовым спорам;

7) представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда.

Следует отметить, что одни и те же работники могут одновременно относиться к нескольким из указанных групп. Так, член выборного коллегиального органа профсоюзной организации может участвовать в коллективных переговорах и одновременно являться членом комиссии по трудовым спорам. В таком случае ему предоставляются все гарантии, предусмотренные для каждой из перечисленных групп.

Действительно, в случаях, установленных законодательством, в процедурах прекращения трудового договора работников принимает участие выборный орган первичной профсоюзной организации.

Так, ч. 2 ст. 82 ТК РФ определяет, что учет мнения профсоюза осуществляется при увольнении членов профсоюза по следующим основаниям, установленным ч. 1 ст. 81 ТК РФ:

– сокращение численности или штата работников организации (п. 2);

– несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3);

– неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5).

Заметим, что согласование с профсоюзом при расторжении трудового договора по указанным основаниям требуется только в тех случаях, когда решается вопрос об увольнении по инициативе работодателя членов данного профсоюза. Если же речь идет об увольнении работника, не являющегося членом данного профсоюза, то работодатель избавлен от необходимости обращаться в профсоюз.

Та же ст. 82 ТК РФ называет, какие именно процедуры должен реализовать работодатель при согласовании увольнения члена профсоюза по основаниям, установленным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Согласно закону при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.

81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом профсоюзу не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Поскольку на практике в связи с применением данной нормы возникали споры, судебным органам пришлось давать пояснения, какой смысл вкладывал в нее законодатель. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15.01.

2008 N 201-О-П “По жалобе открытого акционерного общества “Центр восстановительной медицины и реабилитации “Сибирь” на нарушение конституционных прав и свобод положением части первой статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации” следующим образом определил конституционно-правовой смысл нормы: нормативное положение ч. 1 ст. 82 ТК РФ, согласно которому при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, в системе действующего правового регулирования означает, что работодатель при принятии соответствующего решения обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за 2 месяца до начала расторжения с работниками трудовых договоров.

Как мы видели выше, помимо уведомления работников, подлежащих сокращению, работодатель обязан не забыть направить соответствующую информацию дополнительно еще в два органа: профсоюз и службу занятости.

Примечание. Если речь идет об увольнении работника, не являющегося членом данного профсоюза, то работодатель избавлен от необходимости обращаться в профсоюз.

Источник: https://hr-portal.ru/article/soglasovanie-uvolneniya-s-profsoyuzom

Привлечение к работе в выходын и праздничные дни: мнение профсоюза | Аюдар Инфо

Порядок согласования с профсоюзом

Суворова Т., эксперт журнала

В редакцию поступил вопрос о согласовании с профсоюзным органом порядка привлечения бухгалтеров учреждения к работе в выходной или нерабочий праздничный день, а также сверхурочно.

Учреждение обычно направляло в профсоюз служебную записку о такой необходимости с приложением письменного согласия работника. На этом основании издавался приказ.

Однако некоторые сотрудники из профсоюзного органа стали требовать проект приказа о привлечении к работе в выходной день или сверхурочно, ссылаясь на ст. 372 ТК РФ. Правы ли они? Ответим, опираясь на нормы законодательства РФ.

Об общих правилах учета мнения профсоюза

Трудовой кодекс устанавливает несколько порядков учета мнения первичной профсоюзной организации, которые закреплены в ст. 372, 373.

Случаи, когда организация должна учитывать мнение профсоюза в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ, прямо указаны в данном законодательном акте, например:

  • разделение рабочего дня на части (ст. 105);
  • введение и отмена неполного рабочего времени при угрозе массовых увольнений (ст. 74);
  • определение порядка и условий предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных коллективным договором (ст. 116);
  • утверждение графика отпусков (ст. 123);
  • утверждение графика работы на вахте (ст. 301).

Статья 373 ТК РФ определяет порядок учета мнения профсоюзной организации при увольнении работников. Его мы рассматривать не будем, а обратимся к порядку, установленному ст. 372 ТК РФ, поскольку в вопросе речь идет именно о ней.

Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

Если профсоюзный орган не согласен с названным проектом, он может предложить усовершенствовать его. Работодатель, в свою очередь, может согласиться с таким предложением, либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

В том случае, когда достичь согласия не удалось, составляется протокол разногласий. После этого работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующей государственной инспекции труда или в суде. При этом профсоюз вправе начать процедуру коллективного трудового спора.

К сведению:

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение месяца со дня ее (его) получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене указанного локального нормативного акта.

О соблюдении порядка, предусмотренного статьей 372 тк рф

Необходимо ли соблюдать порядок, установленный этой статьей, при согласовании привлечения к работе в выходной день или сверхурочной работе?

Во-первых, как видим, ст. 372 ТК РФ утвержден порядок принятия локальных нормативных актов с учетом мнения профсоюза. Но является ли приказ о привлечении к работе в выходной день или сверхурочно таким актом?

Считаем, что нет. Значит, и применять порядок учета мнения профсоюза, определенный указанной нормой, при принятии подобных актов не совсем правильно.

В настоящее время в действующем трудовом законодательстве не раскрывается понятие локального нормативного акта. Вместе с тем на основании положений Трудового кодекса и иных нормативно-правовых документов локальный нормативный акт – это принимаемый работодателем в соответствии со ст. 8 ТК РФ внутренний документ, который:

  • действует только в отношении работников данной организации;
  • рассчитан на неоднократное применение;
  • распространяется на всех работников организации или на отдельные их категории в части, не урегулированной трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Например, локальными нормативными актами являются правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, правила и инструкции по охране труда, график отпусков, положение о командировках.

На сайте Онлайниспекция.рф специалисты Минтруда указали, что документы однократного применения или документы, касающиеся лишь одного работника, локальными нормативными актами не являются.

Такие документы считаются индивидуальными правовыми актами.

К ним относятся приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, об увольнении работника, о премировании, предоставлении отпуска, направлении в командировку и т. д.

Во-вторых, в Трудовом кодеке также встречаются случаи, когда порядок учета мнения профсоюза не установлен. Например, в ч. 4 ст. 99, ч. 5 ст. 113 говорится о необходимости учета мнения профсоюзного органа при привлечении сотрудника к работе в выходной или праздничный день, а также сверхурочной работе, но как это сделать, не поясняется.

Поэтому полагаем, что учреждение может самостоятельно утвердить порядок для таких случаев, закрепив его в локальном нормативном акте.

Подведем итог

Трудовой кодекс четко регламентирует процедуру учета мнения профсоюзного органа лишь для некоторых случаев: прямо предусмотренных законодательством при принятии локальных нормативных актов и при увольнении работников – профсоюзных деятелей.

Вместе с тем для некоторых ситуаций данный порядок не определен. К таковым относится как раз привлечение сотрудников к работе в выходной, праздничный день или работе сверхурочно.

Поэтому учреждение вправе самостоятельно разработать его и закрепить в локальном нормативном акте.

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2019 год

Источник: https://www.audar-press.ru/privlechenie-k-rabote-v-vyhodnye-i-prazdnichnye

Юрист Андреев
Добавить комментарий