Предпенсионный возраст для отчета в центр занятости

Отчет о предпенсионерах: новая обязанность кадровиков?

Предпенсионный возраст для отчета в центр занятости

Ольга Аверина

Внутренний аудитор отдела контроля качества услуг и методологии Интеркомп

специально для ГАРАНТ.РУ

3 октября 2018 года был принят закон о повышении пенсионного возраста в России (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий”). Помимо основного изменения, появились новые обязанности и ограничения для работодателей.
 

Запросы от центров занятости населения

Сразу после принятия закона работодатели стали получать письма из центров занятости (в личном кабинете работодателей на официальном сайте регионального центра занятости или Роструда, а также в программах сдачи электронной отчетности) с просьбой (не требованием!) предоставить сведения об организации и численности работников, не являющихся пенсионерами. Так, в 2018 году необходимо подать информацию о работниках-мужчинах 1959 года рождения и работниках-женщинах 1964 года рождения. Как правило, речь идет о предоставлении информации ежеквартально. В разосланных письмах также указан срок подачи данных – в разных регионах он различается, например, в Рязанской и Московской областях необходимо предоставлять сведения до 5 числа месяца, следующим за отчетным, в Москве – до 3 числа, а в Санкт-Петербурге – до 8.

Кадровики активно в Интернете обсуждают законность данного требования, вопрос о том, нужно ли подготавливать данный “отчет” или нет, а также какие последствия для работодателя повлечет его непредоставление. Попробуем разобраться.

Предпосылки

Началось все с того, что в июне в Госдуму был внесен законопроект о повышении пенсионного возраста. После принятия его в первом чтении Роструд подготовил ко второму слушанию письмо от 25 июля 2018 г. № 858-ПР, в котором просит:

  • организовать проведение ежеквартального мониторинга сведений о работодателях и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами (форма 1);
  • организовать ежемесячный мониторинг реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста (форма 2).

Кому направлено это письмо из самого документа неясно. Однако из его текста следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, должны организовать сбор сведений о работниках предпенсионного возраста и о мерах, которые проводятся по трудоустройству данных граждан.

Поскольку центры занятости населения не владеют информацией не только о численности работающих граждан предпенсионного возраста, но и вообще о численности работников в компаниях в целом, они могут получить такую информацию от работодателей. Именно поэтому для центров занятости и была разработана форма 1, которую должны заполнить работодатели.

На мой взгляд, наиболее достоверную информацию могли бы предоставлять в центры занятости территориальные органы ПФР, которые имеют доступ к информации обо всех трудящихся гражданах как предпенсионного возраста, так и пенсионеров, а также о трудоустроенных инвалидах.

Но, поскольку административного регламента взаимодействия между ПФР и Рострудом по предоставлению и обменом данной информации пока нет, Роструд, в лице региональных служб занятости населения, просит предоставлять эти сведения работодателей, при этом одновременно выполняя одну из своих задач в сфере занятости, – оценку состояния и прогноз развития занятости населения, а также разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы (ст. 7-7.2, ст. 15 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032 “О занятости населения в Российской Федерации”). Будет ли в дальнейшем разработан административный регламент по взаимодействию Роструда с ПФР в настоящее время неизвестно. Скорее всего, не стоит этого ожидать, поскольку это будет связано с увеличением бюджетных расходов на выполнение данных мероприятий – создание базы данных, найм и подготовку новых работников и т. д.

Для чего нужен отчет о “предпенсионерах”?

При этом между дискуссией о необходимости и правомерности предоставления такого отчета для центров занятости населения мало кто из работодателей задумывается, для чего нужен данный отчет.

Из неофициального общения с представителями центров можно предположить, что путем сбора информации государство пытается посчитать количество работников предпенсионного возраста с целью формирования бюджета.

Бюджет нужен для выделения средств на случаи потери работы по любым законным основаниям, а также на возможное и необходимое переобучение сотрудников предпенсионного возраста и направление их на работу.

Ведь в настоящее время планируется выплачивать пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста, максимальный размер которого может составить 11 280 руб., и выплачивать его не менее одного года1. Согласитесь, это существенные затраты. И планировать такие расходы Правительство РФ просто обязано.

Есть ли ответственность за непредставление информации?

Какая-либо ответственность за непредоставление данной информации в настоящее время отсутствует, поскольку ни один действующий нормативно-правовой акт не закрепляет обязанность работодателей по предоставлению такой информации.

А письма, в частности Роструда, не относятся к нормативно-правовым актам и не порождают юридических последствий (абз. 2 п. 2 Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. № 1009).

И не стоит забывать, что Роструд не обладает законотворческими полномочиями (ст. 114 Конституции РФ).

Что делать?

Стоит или нет игнорировать сдачу данных сведений? Я и мои коллеги не рекомендуем отказываться от предоставления сведений о работниках предпенсионного возраста, несмотря на то, что это не является обязательным.

Взаимодействие работодателей с органами власти, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения, можно отнести к одной из форм социального партнерства.

Это одна из составляющей трудовых отношений, а также качественный показатель, “лакмусовая бумажка” отношения работодателей к своим работникам.

Также не исключено, что необходимость предоставления такой информации в будущем, возможно, будет закреплено на законодательном уровне, что в дальнейшем повлечет за собой и установление административной ответственности за ее непредоставление, но только после того, как такая ответственность будет законодательно закреплена в КоАП.

Напомню, что многие работодатели в настоящее время сдают сведения о работниках, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, – работниках, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, в районах Крайнего Сервера и приравненным к ним местностям.

Важно заметить, что предоставление данных сведений также законодательно не урегулировано. Однако без этих сведений работникам будет невозможно предоставить право на досрочную пенсию по старости.

Поэтому работодатели активно участвуют в формировании пенсионных сведений о таких работниках и дополнительно формируют и предоставляют в ПФР Перечень льготных профессий и Поименный список к нему2.

При этом прямого наказания за непредоставление таких сведений в ПФР также не существует, однако, отдаленные негативные последствия для работодателя все же не исключены.

В какие сроки необходимо сдать форму?

Первая волна предоставления сведений уже прошла.

Следующий отчет, содержащий сведения за IV квартал текущего года, возможно, потребуется сдать уже в декабре, поскольку установленные сроки предоставления таких сведений выпадают на новогодние каникулы.

Если вы не успели предоставить сведения по состоянию на 1 октября, то в декабре 2018 года сдавать их одновременно со следующим отчетом не требуется, если только центр занятости прямо вас об этом не попросит.

Рекомендую следить за информацией, размещаемой на официальном сайте Роструда и в личных кабинетах.

Важно помнить, что требования к предоставляемой информации, скорее всего, будут меняться, как и периодичность сдачи отчета.

Возможно, в целях дальнейшего планирования переобучения и профориентации высвобождаемых работников предпенсионного возраста в форму 1 будут добавлены столбцы для указания уровня образования и профессии (должности) или видах выполняемой работы, так в настоящее время, на мой взгляд, отчет не очень информативен именно для планирования возможностей переобучения работников.

Работодателям остается пожелать не оставаться безучастным в вопросах оформления документации, связанной с пенсионным возрастом работников, ведь социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение касается каждого.

______________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год” можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/06-18/00081419).

2 Поскольку предоставление данных сведений законодательством не предусмотрено, унифицированные формы не разработаны.

Для их подготовки ПФР предлагает воспользоваться разработанной специалистами Красноярска программой для предоставления Перечня льготных профессий и Поименного списка, размещенной на сайте ПФ (http://www.pfrf.ru/branches/krasnoyarsk/info~program/2418).

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/averina/1226262/

Информация об установлении дополнительных гарантий социальной поддержки граждан предпенсионного возраста на рынке труда

Предпенсионный возраст для отчета в центр занятости

Президентом Российской Федерации В.В.

Путиным 3 октября 2018 года подписан Федеральный закон № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Федеральный закон), в рамках которого в том числе внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).

В связи с повышением пенсионного возраста данными изменениями, в частности уточнено понятие категории лиц предпенсионного возраста – граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно; а также установлены дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста.

Также Федеральным законом изменены условия назначения и периоды выплаты пособия по безработице, что, в свою очередь, позволит сконцентрировать средства на увеличение размеров пособия по безработице гражданам, потерявшим работу и заработок в течение года до начала безработицы.

Так, с 1 января 2019 года будет установлен один период выплаты пособия по безработице признанным в установленном порядке безработными гражданам:

уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, – равный 6 месяцам в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице. Пособие по безработице начисляется: в первые три месяца – в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие три месяца – в размере 60 процентов. Во всех случаях размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства; а также не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), – равный 3 месяцам в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице. Пособие по безработице начисляется: в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено Законом о занятости населения.

Для граждан предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) устанавливается период выплат в 12 месяцев в течение 18 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице.

Тем, кто не менее 26 недель состоял в трудовых (служебных) отношениях пособие по безработице начисляется: в первые три месяца – в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца – в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем – в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице таким гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных Правительством Российской Федерации именно для данной категории граждан.

В то же время гражданам, снятым с учета в качестве безработных в случаях длительной (более месяца) неявки в органы службы занятости без уважительных причин, попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению), не трудоустроенным после снятия с учета, в случае повторного признания их безработными в течение 12 месяцев со дня их предыдущей регистрации в качестве безработных, пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.

Указанное изменение позволит, если не исключить, то снизить количество случаев необоснованных отказов от посредничества органов службы занятости (что влечет за собой снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного), с одновременным (в кратчайшие сроки) повторным обращением в органы службы занятости граждан, которые не преследует основной цели обращения в органы службы занятости – поиск подходящей работы, а также не позволят гражданам, снятым с учета за получение пособия по безработице обманным путем, получить данное пособие сразу после снятия с учета.

Кроме того, с 1 января 2019 года размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, признанных в установленном порядке безработными, повысятся с 850 до 1500 рублей и с 4900 до 8000 рублей соответственно, а для безработных граждан предпенсионного возраста размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице повысятся с 850 до 1500 рублей и с 4900 до 11280 рублей соответственно.

Минтрудом России в настоящее время в целях приведения в соответствие с Федеральным законом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства осуществляется соответствующая работа.

Источник: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/inform/12

Предпенсионный возраст

Предпенсионный возраст для отчета в центр занятости

27 февраля 2019г было утверждено Постановление Правительства Свердловской области № 138-ПП «Об утверждении Положения об организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста».

Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (далее — ПО и ДПО) лиц предпенсионного возраста осуществляется в рамках проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография».

ПО и ДПО лиц предпенсионного возраста осуществляется в целях продолжения или возобновления ими трудовой деятельности.

Лица предпенсионного возраста – лица в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную.

Организация ПО и ДПО лиц предпенсионного возраста в Свердловской области будет осуществляться в 2-х формах:

1) Предоставления субсидий из областного бюджета Работодателям: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за искл. государственных и муниципальных учреждений), реализующим в текущем году мероприятия по переобучению работников из числа лиц предпенсионного возраста.

2) Направления центрами занятости лиц предпенсионного возраста, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, для прохождения ПО или ДПО.

I. Субсидии предоставляются Работодателям, представившим в ЦЗ заявку на предоставление субсидии, прошедшим отбор и заключившим соглашение о предоставлении субсидии.

Размер субсидии рассчитывается исходя из планируемых затрат, но не более рыночной стоимости курса и не более 54065 рублей за курс.

Субсидия перечисляется после предоставления необходимых документов поэтапно на счет, открытый в банке.

Работодатель организует обучение своих работников предпенсионного возраста либо в своем учебном центре (в соответствии с лицензией), либо в образовательной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Требования к Работодателю:

1) юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве ИП;

2) у работодателя отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и т.п.

3) работодатель не получает средства из областного бюджета на обучение работников.

Условиями предоставления Работодателям субсидии являются:

1. наличие оформленных трудовых отношений с работниками предпенсионного возраста;

2. наличие локальных нормативных актов Работодателя по планированию обучения персонала;

3. установление комиссией ЦЗ факта обучения работников пердпенсионного возраста и продолжения трудовой деятельности после прохождения обучения;

4. соответствие работников категории лиц предпенсионного возраста (устанавливается проверкой центра занятости);

5. отсутствие у Работодателя задолженности перед Свердловской областью.

II. Направления центрами занятости лиц предпенсионного возраста, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, для прохождения ПО или ДПО.

Граждане предпенсионного возраста могут быть как работающими, так и не работающими.

На профобучение по данной программе НЕ НАПРАВЛЯЮТСЯ:

1) безработные граждане предпенсионного возраста;

2) государственные и муниципальные служащие, за исключением тех, кто хочет сменить свою деятельность;

3) уже прошедшие ПО и ДПО (можно пройти ПО 1 раз за период предпенсионного возраста).

Обучение должно быть завершено до наступления пенсионного возраста.

Для направления на ПО или ДПО лицо предпенсионного возраста лично обращается в ЦЗ с документами:

1) письменное заявление о направлении на ПО или ДПО,

2) паспорт

3) ИПРА для инвалидов

4) документ об образовании

5) заключение по результатам медосмотра (если выбранная профессия этого требует)

6) трудовая книжка или выписка из трудовой с приложением копии последней записи (для работающих)

7) СНИЛС

Центр занятости запросом в ПФ РФ проверяет принадлежность к категории предпенсионного возраста.

В течении 7 дней ЦЗ принимает решение о направлении лица на ПО или об отказе (в случаях, если клиент уже проходил ПО; Пенсионный Фонд РФ не подтвердил принадлежность к предпенсионному возрасту; завершение обучения произойдет после назначения пенсии).

Стоимость ПО или ДПО (курс обучения одного человека) не может превышать 54065 рублей.

Незанятому лицу предпенсионного возраста на время обучения назначается стипендия в размере МРОТ, увеличенного на районный коэффициент.

С Постановлением № 138-ПП и Соглашением о предоставлении субсидий работодателям можно ознакомиться на официальном сайте Североуральского городского округа в разделе «Центр занятости» в рубрике «Предпенсионный возраст».

За информацией обращаться в Североуральский центр занятости по адресу:

Источник: http://adm-severouralsk.ru/govinfo/zanatost_naselenia/predpensia/

Новый отчет о работниках предпенсионного возраста в центр занятости

Предпенсионный возраст для отчета в центр занятости

Отчет должны предоставлять все работодатели: организации и ИП

Перечень документов, которые работодатели обязаны предоставлять в госорганы, дополнился новой формой это отчет в центр занятости о работниках предпенсионного возраста.

Ни одним нормативно-правовым актом этот отчет не предусмотрен, но Правительство установило срок для его сдачи и первую форму нужно предоставить уже менее, чем через две недели (до 15 октября, далее ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным).

В каком виде сдается новый отчет о работниках предпенсионного возраста, кто должен сдавать его и какая предусмотрена ответственность за пренебрежение этой вновь появившейся обязанностью, об этом далее в статье.

Законодательное регулирование

О том, что будет введен отчет о сотрудниках предпенсионного возраста для службы занятости, стало известно в июле этого года.

Роструд направил в территориальные отделения и центры занятости соответствующее письмо, его реквизиты: №858-ПР, дата принятия 25.07.2018г.

Одновременно документ был официально опубликован, таким образом, информация была доведена до работодателей. Кроме того, было поручено центрам занятости организовать проведение ежеквартального мониторинга.

В начале письма госорган ссылается на решения Правительства РФ, в частности Министерства труда и соцразвития и Федеральной службы по труду и занятости, как на основание издания этого документа.

Пока на основании Закона о занятости №1032-1, принятого еще в 1991 году, работодатели обязаны сдавать в службу занятости ежемесячно сведения на основании ст. 25:

  • о наличии свободных рабочих мест и актуальных вакансий,
  • о выделенных рабочих местах, предназначенных для трудоустройства инвалидов (в соответствии с определенной квотой).

Пока никакие поправки к закону №1032-1 в части отчетов о предпенсионерах не приняты.

То есть ежеквартальный отчет о предпенсионерах не предусмотрен ни этим законом, ни иным нормативно-правовым актом, он упомянут только в вышеуказанном письме Роструда.

Официальное название данной инициативы чиновников, приведенное в письме, ежеквартальный мониторинг сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами.

Что такое «предпенсионный возраст» в России?

Кто обязан сдавать отчет о предпенсионерах?

На некоторых сайтах представлена информация, что те организации, у которых не работают предпенсинеры, освобождены от обязанности сдачи такой отчетности.

Но из названия отчета, текста письма и самой формы следует, что предоставлять его должны все хозяйствующие субъекты, использующие наемный труд, а не только имеющие в штате сотрудников, мужчин и женщин, родившихся в 1959 и 1964 (мужчины и женщины соответственно) или ранее. Для иного толкования оснований нет.

Таким образом, отчет о предпенсионнных работниках должны предоставлять все работодатели: организации и индивидуальные предприниматели.

Закон о повышении пенсионного возраста что нужно знать?

Форма отчета

Куда сдавать отчет, указано в самом тексте письма в территориальные подразделения службы занятости. В Москве, согласно пояснениям на сайте местного центра занятости, сдавать форму нужно в отделы трудоустройства ГКУ ЦЗН в соответствии с юридическим адресом. При этом на сайте использованы мягкие формулировки, ЦЗН только лишь «просит организовать предоставление сведений».

Таким образом, чтобы удостовериться, куда именно предоставлять отчет и нужно ли это делать, стоит связаться с местным ЦЗН. В Санкт-Петербурге комитет по труду и занятости находится на улице Галерной, дом 7. Режим работы можно найти на сайте, также работает горячая линия, предоставляющая консультации по актуальным вопросам.

Официально унифицированная форма отчета еще не утверждена, сделать это в ближайшее время должен Минтруд. Бланк, приведенный в письме Роструда, можно считать рекомендованным к использованию. Название формы сведения об организации и численности работников организаций (мужчины 1959 года рождения, женщины 1964 года рождения), не являющихся пенсионерами.

Сведения, которые должны быть указаны в бланке, относительно предпенсионеров:

  • наименование организации (ФИО предпринимателя),
  • ИНН,
  • КПП,
  • численность работающих сотрудников на 1 октября (общие данные и отдельно по мужчинам и женщинам),
  • численность работающих сотрудников по состоянию на отчетную дату (аналогично),
  • численность работающих сотрудников после обучения,
  • численность работников, с которыми расторгнут трудовой договор в течение отчетного периода (общие данные и отдельно для мужчин и женщины, также должны быть представлены данные о количестве работников, увольнение которых было произведено по инициативе работодателя).

Льготы пенсионерам по налогу на имущество физических лиц

Ответственность

Зачем сдавать отчет, если законом он не предусмотрен? Такой логике следуют многие организации, объявляя о своем намерении его игнорировать. На самом деле, мнения разделились. ЦЗН, напоминая об обязанности, как уже было сказано выше, всего лишь рекомендует сдавать отчеты.

Информационный портал Консультант указывает на необязательность формы, ведь она установлена лишь ведомственным письмом, а это не нормативный акт. Приверженцы сдачи отчетов утверждают, что сотрудники ЦЗН в частных разговорах ссылаются на ст. 19.

7 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за непредставление сведений (наказание: штраф от 3000 до 5000 рублей для юрлиц, для должностных от 300 до 500 рублей).

Таким образом, с 1 октября 2018 года появился отчет о численности работников предпенсионного возраста, но остался вопрос: обязательно ли сдавать его в центр занятости? Станут ли госорганы применять штрафные санкции за неисполнение обязанности по предоставлению формы на практике, станет ясно уже скоро.

Источник: https://novocom.org/dokumenty/novyj-otchet-o-rabotnikah-predpensionnogo-vozrasta-v-tsentr-zanyatosti

Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости

Предпенсионный возраст для отчета в центр занятости

Далеко не все работодатели знакомы со своими обязанностями перед службой занятости. А между тем необходимо предоставлять сведения о вакансиях, сокращениях и выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. Кроме того, совсем недавно у работодателей появилась обязанность сдавать ежеквартальный отчет в центр занятости о работниках предпенсионного возраста.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Закон №1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. Так, статья 25 Закона устанавливает, что работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

  • о вакантных должностях (ежемесячно);
  • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
  • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
  • о введении неполного рабочего дня/недели (в течение 3 дней);
  • о банкротстве/ликвидации организации (за 2 месяца);
  • о приостановке производства (в течение 3 дней);
  • о предпенсионерах (ежеквартально)

Отметим, что согласно Письму Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1, при установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.

Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной/факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.

За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный доклад может обернуться штрафом:

  • для граждан — от 100 до 300 рублей;
  • для юридического лица — от 3000 до 5000 рублей;
  • для директора — от 300 до 500 рублей.

Все формы, упомянутые в материале, можно скачать в конце статьи.

Отчет о вакантных рабочих местах

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует.

Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор.

Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н. Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99, согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек.

Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст.

21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников есть в штате компании, нужно подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке должны содержаться следующие сведения:

  • общее число сотрудников;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных мест для инвалидов;
  • информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

В случае если работодатель игнорирует свои обязанности по трудоустройству этой категории населения, то ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Отчет по охране труда в центр занятости

В соответствии с требованиями статей 212 и 216 ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий.

В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости.

Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура может разниться, однако содержание носит однотипный характер и включает в себя следующие сведения:

  • о состоянии производственного травматизма за отчетный период;
  • о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;
  • о наличии службы по охране труда и об обучении работников;
  • о проведении специальной оценки условий труда;
  • об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • об общественном контроле охраны труда;
  • об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть.

Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной.

Требования по оформлению документа стандартные: отчет составляется на фирменном бланке организации, заверяется печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Отчет о предпенсионерах

Новый отчет в центр занятости с 1 октября 2019 года называется «Сведения об организации и численности работников организации, не являющихся пенсионерами». Форма отчета предложена в письме Роструда от 25.07.

2018 № 858-ПР (скачать и письмо, и форму можно ниже).

Подробно о том, как заполнить отчет, обязаны ли работодатели его сдавать, или это рекомендации, будет ли штраф за несдачу — мы написали в статье «До 15 октября 2019 года работодатели должны сдать новый отчет».

Форма отчета о предпенсионерах

Источник: https://ppt.ru/forms/centr-zanyatosti/otcheti

Юрист Андреев
Добавить комментарий