Схема бессоюзного сложного

урок «Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения»

Схема бессоюзного сложного
§ 1  Понятие о бессоюзном сложном предложении

Цель этого урока – закрепить понятие о бессоюзном сложном предложении, научиться выполнять синтаксический и пунктуационный разборы выше указанных предложений.

Известно, что основной единицей синтаксиса является простое предложение. Оно характеризуется интонационной и смысловой законченностью, выражает определенную мысль и имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого (двусоставное предложение):

или одного из них (односоставное предложение):

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения могут быть распространенными:

и нераспространенными:

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные

побудительные

и вопросительные

По интонации простые предложения делятся на восклицательные

и невосклицательные

По наличию или отсутствию всех необходимых для понимания членов предложения могут быть полными:

и неполными:

Кроме того, различают два основных структурных типа предложения – простое (имеет одну грамматическую основу) и сложное (имеет две и более грамматических основ).

В зависимости от средств связи простых предложений в составе сложного, они делятся на союзные

[Снега прошли], и [ветры прогудели].

и бессоюзные

[Кто-то играл на скрипке], [слышался смех], [пела девушка].

Связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражается с помощью разных смысловых отношений, основанных на различных типах интонации.

В зависимости от смысла и интонации между частями бессоюзного сложного предложения могут быть поставлены запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Сравните:

В данном случае между частями сложного предложения ставится точка с запятой, т.к. используется перечислительная интонация, а сами части достаточно распространены.

Между частями данного сложного предложения ставится двоеточие, т.к. отношения между простыми предложениями причинные.

В данном примере между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, поскольку второе предложение содержит вывод, следствие, заключение.

§ 2  Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Завершающим этапом при изучении бессоюзных сложных предложений является синтаксический разбор, который позволяет свести воедино все знания о предложении как простом, так и сложном.

Можно представить следующий план синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения:

1.Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

2.Выделить простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.

3.Указать вид связи между простыми предложениями в составе сложного (союзная или бессоюзная).

4.Если связь между частями сложного предложения бессоюзная, то отметить смысловые отношения (перечисления, пояснения, дополнения, причины, условия, времени, противопоставления (сопоставления) и следствия), а также особенности интонации.

5.Далее работать с каждым простым предложением в составе сложного, указывая вид предложения: по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); двусоставное или односоставное, полное оно или неполное, осложненное или неосложненное.

6.Составить схему предложения.

Рассмотрим следующий пример.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное, сложное, состоит из трех частей.

Первая грамматическая основа – ветер загудел, вторая – деревья забушевали, третья – капли застучали, зашлепали.

Связь между простыми предложениями в составе сложного – бессоюзная; основное средство связи – интонация.

Отношения между простыми предложениями в сложном – перечислительные.

Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

Первое простое предложение «Сильный ветер внезапно загудел в вышине» – распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Второе простое предложение «деревья забушевали» – нераспространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Третье простое предложение «крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям» – распространенное, двусоставное, полное, осложнено однородными сказуемыми.

Схема: […], […], […].

§ 3  Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

Синтаксис тесно связан с другой лингвистической наукой – пунктуацией, изучающей знаки препинания, их назначение и правильную постановку в предложении.

Можно представить следующий план пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения.

1.Знаки завершения.

2.Знаки разделения между простыми предложениями в сложном бессоюзном.

3.Знаки разделения и выделения в каждом простом предложении в составе сложного.

Рассмотрим следующий пример.

[Стало светать] – [можно было рассмотреть отдельные предметы].

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения – тире, поскольку вторая часть содержит вывод, следствие.

Между обеими частями можно вставить союз так что: Стало светать, так что можно было рассмотреть отдельные предметы.

Схема:

[…] – [следствие, вывод].

Таким образом, умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и определять интонационные особенности этих предложений необходимо не только для правильного выбора знаков препинания в указанных конструкциях, но и грамотного синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзных сложных предложений.

Список использованной литературы:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977.- 316с.
  3. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  4. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей, 2004. – 304 с.

Источник: https://znaika.ru/catalog/9-klass/russian/Sintaksicheskiy-i-punktuatsionnyy-razbor-bessoyuznogo-slozhnogo-predlozheniya.html

3.2. Значения сложных бессоюзных предложений и знаки препинания в них

Схема бессоюзного сложного

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и.

Ср.: Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). – Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Чехов). – Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье; /1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари /2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть.

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что.

Ср.: Я знал: удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). – Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!

Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что, а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). – Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов). – Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что.

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение: землетрясение было не к добру (Тынянов). – Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). – Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось (М. Горький). – Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

Проверить знанияпунктуациипоможет практикум

по русскому языку:

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но.

Ср.: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость – я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.

Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.

Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик – будут и грибки (Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так, то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.

Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков:

Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.

План разбора бессоюзного сложного предложения

  1. Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Построить схему бессоюзного сложного предложения.

Образец разбора

Дуб держится – к земле тростиночка припала (Крылов).

Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится; 2) к земле тростиночка припала; грамматические основы: 1) дуб держится; 2) тростиночка припала. Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а: Дуб держится, а к земле тростиночка припала). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.

[      ] – [      ].
     противоп.

 Упражнение к теме «3.2. Значения бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/755-32_znacheniya_slozhnyh_bessoyuznyh_predlozhenii_i_znaki_prepinaniya_v_nih.html

Упражнения по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Схема бессоюзного сложного

Упражнение 1.

Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.

3) Всё вокруг побелело.

Упражнение 2.

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М.

Горький) 4) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А.

Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

Упражнение 3.

Спишите, вставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

1) Острый язык дарование длинный язык наказание. 2) Родное место мать родная а чужбина мачеха. 3) Терпение одно из жизненных сокровищ. 4) С молодыми посидеть самому помолодеть. 5) Для кого труд радость для того жизнь счастье. 6) Чужой человек в доме колокол. 7) Один в поле не воин. 8) Доброе начало половина дела.

9) Привычка вторая натура. 10) Голова без знаний как фонарь без свечи. 11) Не исправить ошибку совершить новую. 12) Дружба с хорошим человеком лунный свет дружба с плохим змеиный яд. 13) Наскоро делать переделывать. 14) У лжи ноги коротки. 15) Ум одежда которая никогда не износится. 16) Знание родник который никогда не исчерпаешь.

(Пословицы)


Упражнение 4.

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели… (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А.

Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М.

Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе — дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую — колокольчики звенят! (Л.

Ошанин) Ехал сюда — рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Упражение 5.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость — я хозяин. (Э.

Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. (В.

Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)

Упражнение 6.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.

Упражнение 7.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Обратите внимание на интонацию.

В сложных бессоюзных предложениях она должна быть более отчётливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части.

Какое предложение нельзя преобразовать в сложное бессоюзное и почему? Запишите сложные бессоюзные предложения, объясните постановку знаков препинания.

1)    Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г.

Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин) 4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л.

Толстой)

Упражнение 8.

Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак).

3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий).

4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн).

5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Упражнение 9.

Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями бессоюного сложного предложения.

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн).

3) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

5) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

Упражнение 10.

Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

1) Ветер подул с юга — будет дождь (Горький). 2) Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (Горький).

4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо — ответа не было (Антокольский). 5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел (Паустовский). 6) Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский).

7) Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).

Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.2)То солнце светит, то идёт дождь.3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.

4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

2. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.2) Май холодный – год хлебородный.3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

4) То солнце светит, то идёт дождь

3. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.2) Где любовь и совет, там и горя нет.3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.

4) Наступила ночь, но было светло.

4. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Где любовь и совет, там и горя нет.2) Наступила ночь, но было светло.3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.

4) Труд человека кормит – лень портит.

5. Определите бессоюзное сложное предложение  со значением одновременности.

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе  ярко засверкали звёзды.3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним  сизые волны.

4)  Время красит, безвременье старит.

6.Определите бессоюзное сложное предложение  со значением  последовательности

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе  ярко засверкали звёзды.3) Время красит, безвременье старит.

4) Мир строит – война разрушает.

7. Определите бессоюзное сложное предложение  с отношениями сопоставления

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе  ярко засверкали звёзды.3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним  сизые волны.

4) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение  с отношениями следствия

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.2) Время красит, безвременье старит.3) Мелкий дождик сеет с утра – выйти невозможно.

4) Мир строит – война разрушает.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями  времени

1) Был вечер, на небе блестели звёзды.2) Не спеши языком – торопись делом.3) Я доверяю любящим: они великодушны.

4) Стемнело – я зажёг лампу.

10. Определите бессоюзное сложное предложение  с отношениями  условия

1) Не спеши языком – торопись делом.2) Я доверяю любящим: они великодушны.3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

4) Поспешишь – людей насмешишь.

11. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним. (И.

Гончаров)3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М.

Лермонтов)

4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)

12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А.

Булгаков)3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В.

Гоголь)

4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)

13. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.

1) отношения перечисления2) отношения условия3) отношения причины

4) отношения пояснения

14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления2) сопоставительные отношения3) отношения причины

4) отношения пояснения

15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает — зима поедает.

1) отношения перечисления2) отношения условия3) сопоставительные отношения

4) отношения пояснения

16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Он шел рядом: таков был долг адъютанта.

1) изъяснительные отношения2) отношения условия3) отношения причины

4) отношения перечисления

                                                    Ответы:

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/304-bessoyuznoeslognoepredlogenieupragneniyaitest.html

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

Схема бессоюзного сложного

·                   Сегодня мы вспомним всё, что мы знаем о бессоюзных предложениях.

·                   Будем выполнять синтаксический разбор бессоюзных предложений.

·                   И узнаем, как выполняется пунктуационный разбор бессоюзных предложений.

Мы помним, что бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации (то есть, без помощи союзов и союзных слов).

Между частями бессоюзных предложений могут возникать те же отношения, что и между частями сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Отношения в бессоюзном сложном предложении выражаются при помощи интонации и знаков препинания.

Чтобы изучить схему разбора бессоюзного предложения, мы опять вернёмся к методу дедукции. То есть, сначала будем задавать общие вопросы, а потом их конкретизировать. А попутно мы будем повторять всю необходимую нам информацию.  

Для начала возьмём какое-нибудь предложение.

Мы знали: впереди ждут приключения!

Что нас интересует прежде всего?  Конечно, сначала мы задаем вопрос: какое перед нами предложение? Значит, первое, что мы сделаем – это охарактеризуем всё сложное предложение. Назовем его вид по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Предложения бывают:

По цели высказывания − повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окрашенности – восклицательные и невосклицательные.

Вернёмся к нашему предложению. Какое оно? Повествовательное, потому что в нем рассказывается о событиях. И восклицательное, потому что есть восклицание.

Какой бы еще элементарный вопрос задать? О, ведь наше предложение – сложное! Интересно было бы увидеть, из чего это сложное предложение состоит.

На втором этапе нашего разбора нужно обозначить предикативные части сложного предложения, выделить их основы.

Отметим первую часть и выделим в ней грамматическую основу: мы знали. Отметим вторую часть и выделим грамматическую основу: ждут приключения.

А чем связаны эти части, то есть, какой это тип связи?

Следующим нашим шагом будет определение типа связи между частями сложного предложения.

Вспомним, что сложные предложения делятся на бессоюзные – в таком случае части в них связаны только интонацией. И союзные – части связаны союзами и интонацией. Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.  

Бывают также предложения с разными видами связи.

Мы видим, что в нашем предложении части соединяются только при помощи смысла и интонации. Значит, связь бессоюзная. Это бессоюзное сложное предложение.

Но ведь в бессоюзном предложении между частями все равно возникают какие-то отношения.

Следующий этап нашего разбора – определение типа смысловых отношений между частями предложения.

В нашем предложении вторая часть дополняет, раскрывает сказуемое в первой части. То есть, между частями возникают отношения дополнения.

Но для этих отношений характерна какая-то интонация. Почему бы не описать особенности этой интонации?

Вспомним, какие виды интонации вообще характерны для бессоюзного предложения.

Если между частями возникают отношения перечисления, то в каждой части интонация повышается.

Если между частями – отношения сопоставления, то в первой части предложения голос повышается, создаётся интонация незаконченности. А во второй части голос понижается.

При отношениях причины или пояснения первая часть предложения произносится с серьёзным, так называемым, предупредительным понижением голоса. Вторая часть тоже произносится с понижением голоса, но уже с обычным.

Как мы можем охарактеризовать интонацию в нашем предложении?

В первой части происходит предупредительное понижение голоса. Во второй части сначала наблюдается понижение голоса, а к концу – повышение, ведь мы имеем дело с восклицательным предложением.

Итак, части нашего пазла мы рассмотрели. Теперь нужно собрать картинку воедино.

Выполним для примера синтаксический разбор предложения. Поможешь другу в беде – друг тебе поможет.

Письменный разбор:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа – поможешь, во втором – друг поможет. Связь между предложениями бессоюзная. Средство связи – интонация. Смысловые отношения условия.

Интонация сопоставления: одинаковые по силе ударения на наиболее важных для сопоставления словах: поможешь и другу в первой части – друг и тебе – во второй.

Первая часть заканчивается небольшим повышением голоса (интонация незаконченности) и паузой; вторая – соответствующим понижением

Поговорим теперь о пунктуационном разборе бессоюзных предложений. Сначала вспомним то, что мы знаем о знаках препинания в бессоюзных предложениях.

Знаки препинания, которые ставятся в конце бессоюзного предложения – чаще всего это точка, вопросительный или восклицательный знаки, иногда можно увидеть и многоточие. Эти знаки препинания зависят от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

В середине бессоюзного предложения могут стоять запятая или точка с запятой, тире или двоеточие. Эти знаки называются разделительными и зависят от отношений между частями бессоюзных предложений.

А теперь охарактеризуем знаки препинания в нашем предложении Мы знали: впереди ждут приключения.

В конце предложения ставится знак завершения – восклицательный знак, так как предложение повествовательное, восклицательное. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится разделительный знак – двоеточие, так как вторая часть дополняет значение первой части. Между обеими частями можно вставить союз что: Мы знали, что впереди ждут приключения.

Что же нам требуется запомнить?

И для синтаксического, и для пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения нам нужно сделать следующее:

·                   Первое – обозначить части бессоюзного предложения.

·                   Второе – подчеркнуть основы.

·                   Третье – начертить схему предложения.

Для синтаксического разбора нам ещё понадобится:

·                   охарактеризовать всё бессоюзное предложение;

·                   назвать тип связи;

·                   обозначить отношения между частями;

·                   охарактеризовать особенности интонации.

Для пунктуационного разбора нам нужно:

·                   Охарактеризовать знак в конце бессоюзного предложения и назвать причину, по которой он там стоит.

·                   Охарактеризовать знак или знаки между частями бессоюзного предложения. Назвать функцию каждого знака.

·                   Охарактеризовать все остальные знаки в бессоюзном предложении.

·                   Назвать функцию каждого знака.

Источник: https://videouroki.net/video/33-sintaksichieskii-i-punktuatsionnyi-razbor-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia.html

Бессоюзное сложное предложение

Схема бессоюзного сложного

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это сложное предложение, части которого соединяются интонационно без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, среди пословиц и поговорок.

В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:

  • интонация;
  • порядок расположения предложений в составе БСП;
  • соотношение вида и времени глаголов в предложениях.

Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.

Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.

Примеры бессоюзных сложных предложений со схемами:

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

[…], […].

Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

[…] : [[…],(которые)].

Позовут – пойдем к ним в гости.

[…] – […].

Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две синтаксические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры: Москва – столица России (простое предложение). Придет вечер – поговорим (БСП).

Простые предложения в составе БСП могут выражать различные значения. Основные виды бессоюзных предложений, а также правила пунктуации при их написании приведены в таблице.

Значение

Какой знак препинания ставится

Правило

Примеры

Одновременности, последовательности, перечисления

запятая, точка с запятой

Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и.

Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.

Андрей вернулся поздно; Маша уже спала.

Противопоставления (сопоставления)

тире

В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но.

Ученью время – игре час.

Победитель впереди – трус позади

Времени и условия

тире

Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда.

Тише едешь – дальше будешь.

Любишь кататься — люби и саночки возить

Сравнения

тире

Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно.

Рассердится – гроза разразится.

Улыбнется – тучи разгонит.

Присоединения

тире

Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так; или употребляется слово это.

Хлеб всему голова – так учила бабушка.

Она снова опоздала – это случалось часто.

Следствия

тире

Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего.

Зазвонил телефон – я отвлекся от работы.

Пришли гости – мы быстро накрыли на стол.

Причины

двоеточие

Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что.

Я проснулся рано: меня разбудила сестра.

Саша очень спешила: она хотела прийти первой.

Пояснения

двоеточие

Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть.

Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться.

У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой.

Дополнения

двоеточие

Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д.

Он отметил: у девушки красивое платье.

Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно.

Сложные бессоюзные предложения изучаются на уроках русского языка в 9 классе.

Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.

  • В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, соотношением вида и времени глаголов.
  • Между частями БСП может ставиться запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.
  • БСП могут состоять из простых и сложных предложений.
  • Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 1579.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/bessoyuznoe-slozhnoe-predlozhenie.html

Юрист Андреев
Добавить комментарий