В каком году начали платить пенсию людям

В каком году начали платить пенсию людям

В каком году начали платить пенсию людям

– Банковское право – В каком году начали платить пенсию людям

А вот рабочие и служащие стали получать первые пенсии уже с 1937 года.

Под занавес существования СССР на пенсию мог претендовать любой гражданин страны, если он имел трудовой стаж в объеме 20-25 лет.

В России

В ноябре 1990 года был принят закон о государственных пенсиях в РФ. Еще через месяц был основан Пенсионный фонд России. Первый бюджет фонда формировался в суровых условиях неплатежей, однако с помощью заемных средств эту проблему удалось решить.

На данный момент возраст выхода на пенсию в России все еще составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, однако в 2018 году был дан старт пенсионной реформе, цель которой удержать на рынке больше трудоспособных граждан и снизить нагрузку на Пенсионный фонд.

Если пенсионер принадлежат к членам политбюро, то надбавка к пенсии была в размере 500р. Секретари ЦК могли рассчитывать на увеличение выплаты на 300р.

Минимальная пенсия

В СССР для людей, не имевших положенного стажа работы, начислялась пенсия в минимальном размере.
Она составляла 35 рублей.

Для сельских жителей начисление было на 1 рубль меньше.

Размер минимальной пенсии в СССР изменился только в 1986 году – он стал на 40 рублей выше.

Согласно статистике, в Советском Союзе такие пенсии получало одна четвертая часть людей пенсионного возраста.

Система, по которой в СССР происходило начисление пенсионных выплат, считалась сложной и запутанной.

Важно

Моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе, пережила войну, оккупацию (Курская дуга как раз проходило через их село), начала получать пенсию в размере 12 руб. И жили, в основном, тем, что выращивали на своем огороде.Галина Врублевская:

— Вопрос пенсий обсуждался в нашей семье, когда ее назначили моей бабушке в 1957 году.

Ей в то время было 59 лет, и она не получала до того никакой пенсии, потому что, как я поняла, у нее был большой перерыв без работы. Она прекратила работать в 1942, когда была эвакуирована из Ленинграда вместе с мужем (моим дедом), с его заводом.

Однако общий трудовой стаж у нее был большой, потому что она работала «в ученичестве» у хозяина в скорняжной мастерской с 10 лет, и позже, в советское время, на меховой фабрике.

В тот период времени в Советском Союзе отсутствовал единый орган власти, который бы контролировал данную сферу поддержки.

Предприятия уплачивали за работников взносы стразового типа в бюджет, а оттуда средства поступали к пенсионерам. Однако помощь по возрасту работникам колхозов выплачивались с другого источника – фонд колхозной артели.

Военнослужащим средства поступали из фонда Министерства Обороны.
Гражданам, относящимся к категории ветераны войны, пенсия выплачивалась из бюджета союзного типа. Из-за отсутствия скоординированной работы всех структур, направленной на обеспечение пособия для граждан пенсионного возраста, нередко возникало множество проблем.

Только в 1964 году произошла реформа систем начисления.

В каком году начали платить пенсии людям

Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось.

Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды.

Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно.

В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись.

К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы.

Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии.

Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
  • размер пенсии — половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии — 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась.

Внимание

Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году.

Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году. Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества.

Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России.

При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными.

Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению.

За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1.1.

    История возникновения пенсии

  2. ↑ Владимир ГУТНИК,Андрей ЗИМАКОВ, ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В ГЕРМАНИИ Общественно-политический журнал «Современная Европа» N 2 2001
  3. ↑ Эволюция пенсионной системы
  4. ↑ Роик, Валентин, 2012, с. 15.

  5. ↑ Bodil Hasselgren »Pensionssystemet föddes på en fest i Värmland», SvD, 2017.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы.

Когда в ссср начали платить пенсии?

История оказалась интересной. Оказывается, с 1917 по 1928 гг.

В таких обстоятельствах назначалась минимальная сумма.

Кроме стандартных государственных выплат для некоторых граждан были доступны дополнительные надбавки. Они выплачивались в процентном соотношении за следующие заслуги:

  • за стаж работы, не прерывающийся на протяжении 15 лет и более – 10%;
  • за общий стаж работы, который превышал 30-35 лет для женщин и мужчин соответственно – 10%;
  • если стаж работы на одном предприятии был непрерывным на протяжении 25 лет, а общий на протяжении 35 лет – 20%.

При этом во всех случаях начисляться могла только одна надбавка.

Таким образом, способ формирование пенсии в Советском Союзе позволяют увеличивать выплаты по мере роста стажа.

Важную роль играл размер заработной платы.

Сумма надбавки составит порядка 261,72 р., поскольку стоимость пенсионного балла в 2019 году составит 87,24 р.

Индексация пенсий неработающим пенсионерам будет происходить в разное время.

В Российской Империи универсальное пенсионное обеспечение отсутствовало, однако вообще государственные и ведомственные пенсии получали все отставные чиновники и военные, а также народные учителя, дети и вдовы умерших чиновников и военных и подданные, состоявшие в специализированных страховых обществах.

В 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», а в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось.

Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг

В каком году начали платить пенсию людям

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства  Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения. 

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным. 

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным. 

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года.

Но даже за такой короткий срок  деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике – в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.   

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году – для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году – для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году. 

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей». 

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер  пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих. 

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни  работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих – по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году.  Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году. 

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих – по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году.  Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году. 

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России.

При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически  бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли  существенные перемены в социальной сфере.

Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон  «О государственных пенсиях». 

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники. 

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР  включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости. 

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в  Советском Союзе  регулировались отдельными законами. 

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности). 

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы – низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности.

Выводы комиссий сводились к заключению:  «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам –  большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат. 

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы  советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров «О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой»  вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от  24 апреля того же года. 

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского  и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза,  Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней). 

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей  в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной  денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на  оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий. 

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.  

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в  250 рублей в месяц, служащие МВД – 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу. 

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе  компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря». 

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство.

В   Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации.

Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат. 

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце  80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило. 

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.  

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса:  отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям. 

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной. 

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы.

В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала.

К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%. 

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам». 

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако,  очень недолго: с 1 января 1990 года  до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем. 

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой    с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих,  относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом. 

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Источник: http://pfr.pba.su/Content/Read/55

Советские пенсии: как было при Ленине, Сталине, Хрущеве – Одесская Жизнь

В каком году начали платить пенсию людям

Пенсионная система существовала еще при царизме. Но сегодня мы хотим рассказать, как складывалась «судьба» пенсионных выплат после революции? И как выстроили схему, благодаря которой советские пенсионеры могли беззаботно жить, да еще и детям с внуками помогать?

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП.

Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием.

Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании.

В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости.

Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин — 60 лет, для женщин—55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы — 45 руб., а 3-й группы — 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы.

В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан — рабочих и служащих – были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
  • размер пенсии – половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии – 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги.

Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей.

И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

На заметку

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения — районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Анна Войтко

*, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

6 комментарии

Источник: https://odessa-life.od.ua/article/4196-sovetskie-pensii-kak-bylo-pri-lenine-staline-hrusheve

Пенсии в Швеции – забота о пожилых – Швеция

В каком году начали платить пенсию людям

Other languages

Как устроена в Швеции забота о пожилых людях: от пенсий до новых квартир вместо домов престарелых. В детали вникала Наталья Парамонова – в рамках совместного проекта COLTA.ru и официального сайта Швеции.

Мы живем на довольно старой планете (по нашим понятиям). Старая планета, как ей и положено, стареет. Вот для начала — много цифр. Цифр про старость.

В 1980 году в среднем по планете на одного пенсионера приходилось 5,3 работающего, в 2012-м — 4,7, а к 2040-му, обещает нам статистика, одного пенсионера будет обеспечивать только 2,3 человека.

То есть через 20 лет на одного пенсионера — двое работающих. Впечатляет. И вот весь этот стареющий мир готовится к пенсии. Может быть, не весь, но Швеция точно.

На сегодняшний день из 10 млн жителей Швеции 20% старше 65 лет, к 2040 году этот процент вырастет до 23, а это почти четверть всего населения страны.

Продолжительность жизни в Швеции — одна из самых больших в мире: 81 год для мужчин и 84 года для женщин. Для сравнения: в России, например, мужчины в среднем живут 66,4 года, а женщины — 77,2 года; в Беларуси мужчины в среднем живут 69, а женщины – 79 лет, а в Украине, соответственно, 68 и 77 лет.

Будь я правительством Швеции, я была бы очень недовольна: откуда брать деньги, когда пенсионеров больше и они дольше живут? Я бы предпочла об этом не думать. В отличие от меня, шведы думают о старении своей нации, и вопросом этим занимается правительственная комиссия с потрясающим названием «Комиссия будущего».

В этом тексте упоминаются средняя пенсия и уровень цен в Швеции. В октябре 2019 года 10 шведских крон (SEK) были равны 92 евроцентам.

«Раз в год мне приходит оранжевый конверт, где указано, какую пенсию я буду получать. Я его и не открываю: все равно никто не может сказать, сколько это будет через 15 лет», — рассказывает Вера Василевич, которая 20 лет живет в Швеции и не собирается уезжать.

Оранжевый конверт — это своеобразный символ последней реформы пенсионной системы Швеции, прошедшей в 1999-м. Последней, потому что до нее было еще несколько.

Старение населения, изменение структуры доходов страны, миграционная политика, развитие экономики и стремление к государству всеобщего благоденствия заставляли правительство пересматривать пенсионную систему три раза за последние сто лет.

Каждый швед застал хотя бы одну реформу пенсионной системы. Может быть, поэтому нет проку вскрывать конверт — все еще поменяется.

Шведская непредсказуемость отличается тем, что государство хочет гарантировать достойную старость, определяет условия, при которых оно может это сделать. Условия меняются, гарантии остаются. Посмотрим, как эта борьба за гарантии выглядела в развитии.

Шведы гордятся тем, что в 1913 году приняли пенсионную систему, которая стала первой в мире формой всеобщего социального страхования.

Но при всей ее продвинутости сразу включить в нее всех жителей страны не получилось. Она касалась только государственных служащих и открытых акционерных обществ.

«Белые воротнички» из частных компаний были включены в нее только в 1917 году, а «синие воротнички» — через 56 лет, в 1973-м.

Тем временем в 1935 году пришедшие в Швеции к власти социал-демократы провели первую реформу пенсионной системы: им хотелось уравнять благосостояние пожилых людей.

Правительство ввело систему формирования пенсии по принципу «плати сколько можешь», или «pay as you go».

Дело давнее, вникать сейчас не будем, но это нововведение позволило облегчить пенсионное бремя для тех, кто жил в бедных муниципалитетах Швеции: они стали платить в пенсионный фонд меньше.

Не прошло и десяти лет, как социал-демократы снова принялись за реформы. На этот раз они значительно повысили базовую часть пенсии у всех пенсионеров. Технически это просто. Стоит только активнее перераспределять пенсии на государственном уровне в пользу бедных. Иными словами, отчисления тех, кто больше зарабатывал, теперь шли на обеспечение старости их менее успешных соотечественников.

Тогда же шведское правительство умудрилось «привязать» к пенсии жилищную проблему. Жилье в Швеции — это дорого. Плюс к этому, если ты не можешь платить, ты оказываешься на улице.

Поэтому еще в далеком 1948 году шведское правительство решило, что старикам на улице не место, и ввело доплату к пенсии — именно на жилье: она давала пожилым людям возможность рассчитаться за аренду и коммунальные услуги.

Эта жилищная субсидия действует до сих пор.

Особенная гордость шведов — система ATP (Allmän tilläggspension, или General supplementary pension) — действовала с 1960 по 1999 год.

В эти десятилетия в расчет пенсии был положен средний заработок человека за 15 самых успешных лет его карьеры.

Новый порядок отчислений был так хорош, что, по мнению шведской исследовательницы Йоханны Хаген, именно он стал формирующим блоком для всего шведского общественного благополучия.

Но неугомонное правительство начало снова думать об изменениях. Система ATP в 1999 году была заменена на другую, состоящую из трех компонентов: пенсионный доход, премиальная пенсия и гарантированная пенсия. Что это за компоненты и откуда они берутся?

Пенсионный доход положен всем гражданам Швеции. 16% от заработной платы и других налогооблагаемых выплат шведский трудящийся гражданин отдает на будущую безбедную старость — свою и товарища. Но так вышло, что ты не работал. Тогда у тебя будет гарантированная пенсия — это выплаты для тех, кто как раз не работал или получал минимальную заработную плату.

А вот с премиальной пенсией особенно интересно. Она составляет 2,5% от базы. И будущий пенсионер может ей сразу распоряжаться.
Финансист Дина Минахметова, которая работает в Швеции, рассказывает, что премиальная часть оказывается на счету работника моментально. И на ней можно заработать дополнительные деньги самостоятельно.

Ее можно вкладывать в различные пенсионные фонды. Как на бирже ценных бумаг. Есть игроки-пенсионеры, есть фонды с различной доходностью, и есть личный кабинет как площадка для совершения операций. Вообще-то на бирже недолго и прогореть — но нет.

Вложения можно делать не во все подряд финансовые институты, а только в самые надежные, в те, кому разрешено принимать пенсионные деньги.

Сама Дина — человек экономически образованный, она активно пользуется сервисом, часть денег из будущей пенсии вкладывает в надежные фонды с невысокой доходностью, часть — в более рискованные бумаги с доходом выше.

Первые выплаты по новой системе были произведены в 2003 году. Вот с этого года будущие пенсионеры и получают те самые оранжевые конверты, которые не всегда вскрывают. Любопытно, что, кроме оранжевого конверта, почти никаких следов в материальной реальности у пенсионного ведомства Швеции нет. Оно виртуально.

Хорошо, но нельзя ли конкретнее? Я пишу Аманде Валентин, муниципальному депутату от Либеральной партии: скажите, интересуюсь я, а сколько же все-таки получают пенсионеры а Швеции, им на жизнь хватает?

Аманда берет тайм-аут и ищет статистику. Пенсии в разных регионах разные. В Стокгольме, где много людей с высшим образованием, средняя пенсия (до вычета налога) около 18 500 крон (≈1710 евро), а, скажем, в провинции Готланд — 15 900 крон (≈1470 евро).

«Моя бабушка, которая никогда не работала, получает 12 000 крон в месяц (≈1109 евро) плюс доплаты на жилье и питание. Из-за того что у нее низкая пенсия, она платит за помощь социальной службы 811 крон (≈75 евро) в месяц, а “богатые” пенсионеры платят гораздо больше».

А доплата на жилье — это сколько? Она может покрывать до 96% затрат и составлять около 6000 крон (≈554 евро) в месяц. Правда, пособие получают только те, кто снимает квартиру, а если квартира в собственности, то никаких дополнительных денег пенсионеры не получают.

Логика такая: ты достаточно богат для собственного жилья, значит, можешь его обеспечивать. Если не можешь, продавай, снимай и претендуй на пособие.

«Вы так написали, как будто люди живут в собственных домах и нуждаются, — заводится Аманда, — это не так. Если у вас в Швеции собственный дом или квартира, то считайте, что у вас во дворе золотая гора.

Квартира — это капитал. Если ее продать, то можно жить безбедно. А в основном люди снимают жилье у компаний в течение жизни, это строгий контракт, и выселить человека из такого жилья можно только по суду».

Как поясняет Аманда, выплаты рассчитываются таким образом, чтобы у пенсионера осталось как минимум 2000 крон (≈185 евро) после всех обязательных платежей. «Этой суммы на еду хватит, но в ресторан не походишь, конечно», — продолжает отвечать на мои бесконечные уточняющие вопросы Аманда. Похоже, шведам правда свойственно терпение.

Сюзанн Вальстрём/imagebank.sweden.se

Деньги деньгами, но разговор о шведских пенсиях слишком похож на рассуждения о теории Большого взрыва: фантастика и формулы.
Понятнее, ощутимее говорить о том, что видно: о жизни пожилых людей. Чем они заняты, активный ли образ жизни ведут или как устроены шведские дома престарелых, что они там делают и на что жалуются пожилые люди в Швеции.

«Мне немного режет глаз, когда вы пишете “отдавать”, как будто они какие-то овощи», — пытаемся мы понять друг друга с Амандой. Она работает в Швеции в комиссии, которая рассматривает заявления пожилых людей на переезд в дома престарелых.

Работа шведской системы опеки над пожилыми людьми выглядит так. Живет себе человек, сам со всем справляется, но однажды понимает, что ему нужна помощь. Ступеньки стали слишком большими, парикмахерская далеко, белье стирать — это совсем ад.

Для того чтобы получить помощь на дому или переехать в дом престарелых, пенсионер подает заявку. Ее рассматривает комиссия и выносит решение.

Нужна помощь на дому — будет четыре раза в день приходить социальный работник, нужен дом престарелых — значит, будет дом престарелых.
Своим жильем пенсионер волен распоряжаться как хочет.

Если это собственность, может продать или подарить детям, если жилье было в аренде, то просто освобождает квартиру.

В Швеции есть несколько типов домов, куда можно податься на старости лет. Условно к первому можно отнести обычный дом, но более приспособленный для проживания пожилых людей. Бодрый пенсионер получает в таком доме квартиру площадью 35—40 метров, а вместе с жильем — и более комфортную среду обитания.

Второй тип предоставляемого жилья — для тех, кому нужен уход посерьезнее, присутствие медиков. В таких домах есть общие кухни, места для совместного досуга, обслуживающий персонал, который следит за здоровьем и питанием.

Третий тип жилья более всего подходит под понятие «дом престарелых». Здесь живут те, кому нужны постоянный уход и помощь.«В таких домах престарелых круглосуточно дежурит персонал, обслуживающий и медицинский.

Все эти заведения действуют по одному принципу — оплачивается квартплата, жилье представляет собой одно-двухкомнатную квартиру с возможностью приготовить еду, с отдельным санузлом. Мебель и всякая домашняя утварь — свои. При необходимости могут поставить специальную кровать, но все остальное — собственное.

Полного содержания нет, все вычитается из пенсии, но, конечно, услуги стоят дешевле. Есть заведения с более высокими стандартами, есть с более низкими», — рассказывает Вера, та самая, что не открывает оранжевый конверт. Ее дочь, к моему великому счастью, работала волонтером в доме престарелых, и сама Вера бывала в этих заведениях.

Вера сбрасывает мне фотографию огромного дворца размером с Кремлевский, который расположился на берегу озера, с подписью «Это наш самый крутой». Что сказать, дворец как дворец — все здесь большое. Лужайки, рощи перед зданием, озеро внушительных размеров, квартиры, кухни, окна.

«Не дом, а символ шведского пенсионного счастья», — ворчу я, пытаясь найти «ложки дегтя» в этой идеальной картине мира.

И они есть, ура! Пенсионеры жалуются, что персонал плохо за ними ухаживает, что еду дают невкусную, что постель редко меняют или забыли таблетки выдать.

Жалобы принимают надзорные ведомства, которые и разбираются с нерадивыми частными или государственными компаниями, работающими в сфере социального обеспечения пенсионеров.

«Некоторые компании обвинялись в том, что они получают излишнюю прибыль, снижая уровень обслуживания», — пишет официальный шведский портал Sweden.se. Об успехах борьбы со злоупотреблениями не пишет, но будем надеться, что у скандинавов все получится.

Несмотря на жалобы, шведская пенсионная система входит в пятерку лучших в мире. По версии AgeWatch Index, она занимала третье место в мире в 2015 году, а по версии The Melbourne Mercer Global Pension Index (MMGPI) — пятое место в 2016 году. В целом, по мнению экспертов, именно благодаря последней реформе пенсионной системы Швеция всегда находится в пятерке лидеров.

А теперь — совершенно поразивший меня уровень обсуждения будущего пенсионной системы. Не забываем, что речь идет о четверти населения страны к 2040 году.

Итак, с 2005 по 2014 год почти на треть выросло число людей, которые продолжают работать, в возрасте 65—74 лет, средний возраст выхода на пенсию — 64,5 года.

В связи с этим шведское правительство раздумывает над тем, чтобы увеличить пороговый возраст выхода на пенсию: 62 года вместо 61, как сейчас.

Еще задачка: если один супруг вынужден переехать в дом престарелых, то как быть с другим? Или как вам проблема разделения пособий при разводе? Когда шведы в браке, они живут вместе в одном доме, на который при необходимости получают общее пособие. Пособие рассчитывается на двух человек, и оно меньше, чем получали бы эти же пенсионеры, живя поодиночке. В случае развода пособие как-то надо делить, а как?

Кстати, если вам захотелось немного шведской старости, то и это выполнимо. Рецепт простой — как минимум три месяца работы в Швеции по контракту.

После окончания трудового договора вычисляете, сколько вам шведское государство должно — а оно должно, — и теперь вы можете претендовать на хоть и маленькую, но все-таки пенсионную выплату.

Главное — оформить бумаги. И начать красиво и богато стареть.

Материал публикуется с разрешения редакции COLTA.RU.

24/10/2019

Это официальный сайт Швеции. Всё о нашей стране на русском языке.

Этот сайт находится в ведении Шведского института.
Это совместный проект:

Copyright © 2013-2019 Swedish Institute.

Источник: https://ru.sweden.se/ljudi/starost-v-shvecii/

Пенсии. История

В каком году начали платить пенсию людям

Пенсионная система в России появилась в 19 веке. До этого пенсии были особой милостью государей. В Советском Союзе пенсионная система была основана в 1931 году. Тогда же появилось понятие «пенсия по старости», право на которую имеют сейчас женщины 55 лет. Они себя старушками не считают. Очерк истории >>

Пенсионной системы в современном смысле слова в дореволюционной России не существовало. Пенсии для военных и чиновников были монаршей милостью.

А более или менее стройная система назначения пенсий для госслужащих и офицеров появилась только в XIX веке.

Например, всех гражданских чиновников, прослуживших не менее 35 лет, с 1827 года разделяли на девять разрядов, которым причиталось от 300 до 4000 рублей ежегодного содержания.

Размеры пенсий большинство отставленных от службы не удовлетворяли, и потому различные ведомства были завалены просьбами об установлении пенсий “выше предусмотренного порядка”.

Время от времени просили о пенсии и получали ее и лица, далекие от государственной службы: епископы, преподаватели духовных училищ и даже церковные сторожа. Изредка получали пособие по старости даже рабочие — правда, не все, а те, за кого ходатайствовали представители власти.

Например, получил вспомоществование рабочий казенных мастерских в Тифлисе, следивший за состоянием выезда — карет и колясок наместника на Кавказе.

Как и сегодня, до революции пенсии, учитывая их растущее год от года количество, были тяжелой ношей для государственной казны, и императорские министерства стремились переложить это бремя на плечи самих будущих пенсионеров.

В 1858 году был образован, говоря современным языком, негосударственный пенсионный фонд для военных — эмеритальная касса военного ведомства. Офицеры отчисляли в кассу 6% жалованья.

И те, кто отслужил не менее 25 лет и платил взносы в кассу не менее пяти лет, после выхода в отставку могли рассчитывать на приличную прибавку к государственной пенсии.

Успешный опыт работы военной пенсионной кассы попытались распространить на другие ведомства. Но далеко не везде нововведение прижилось. К примеру, императору докладывали о скандале, происшедшем вокруг правления пенсионной кассы фармацевтов.

Владельцы аптек и провизоры просто-напросто отказались переводить часть заработка в этот пенсионный фонд, а правление кассы за ненадобностью самоликвидировалось. Собственно, те, кто отказывался платить, оказались прозорливее своих законопослушных современников.

Поскольку пришедшие к власти большевики, запутавшись в управлении многочисленными пенсионными кассами, разрешили проблему предельно просто — национализировали их средства и отказались платить какие бы то ни было пенсии представителям прежних имущих классов. В первые годы советской власти пенсии платили только классово близким членам общества.

Пролетарское государство считало себя обязанным обеспечить выживание своих пенсионеров, но не более того.

В постановлении о пенсии красноармейцам Совнарком четко обозначил свою позицию: “В местностях, где прожиточный минимум (средняя заработная плата неквалифицированного рабочего, установленная местными профессиональными союзами) окажется ниже максимальных размеров пенсий, пенсии понижаются до уровня прожиточного минимума… При наличии других, кроме пенсии, доходов, достигающих прожиточного минимума, пенсия вовсе не выдается; при наличности же доходов, не достигающих такого минимума, пенсия выдается в размере разницы между доходами и прожиточным минимумом”.

Позднее установление пенсий отдали на откуп губернским властям, но при этом было указано, что размер пенсии не должен превышать 70% от стоимости минимального потребного на месяц набора продуктов. Естественно, люди ходили, просили и доказывали, упирая на революционные заслуги. И региональная самодеятельность привела к постепенному неконтролируемому росту пенсий.

В результате к 1931 году появилась общегосударственная система назначения пенсий. В советскую практику пенсионного обеспечения впервые вошли понятия “пенсия по старости” и “пенсионный возраст”. Пенсия стала начисляться исходя из размера максимальной зарплаты, которую установили в 300 рублей.

Для граждан это было огромным шагом вперед. Но, как и до этого, не для всех. В 1939 году инвалид Пузанов из Саратовской области жаловался в Совнарком, что ему установили пенсию в 36 рублей в месяц.

В итоге, чтобы семья не умерла с голоду, ему пришлось отправить работать 16-летнюю дочь, не дав ей завершить учебу.

По его расчетам, пенсия, позволяющая прокормиться семье из восьми человек, должна была быть не меньше 150 рублей.

Государственная хитрость состояла в том, что максимум в 300 рублей, из которого исчислялась пенсия, на протяжении многих лет не менялся, а цены все время росли, росли и зарплаты. В результате в 40-е даже персональным пенсионерам, получавшим максимальные пенсии, денег хватало лишь на полуголодное существование.

Вдова соратника Сталина по работе в подполье Анастасия Полетаева писала вождю летом 1945 года: “Знаю, что Вы очень заняты, милый, и я решилась-то написать Вам только по крайней нужде — с просьбой помочь мне. После того как я вернулась из эвакуации, после двухлетнего недоедания мое здоровье совсем плохое стало.

Мне все время выдавали служащую продуктовую карточку. Это тоже очень скудное питание, Иосиф Виссарионович. После больших хлопот в Наркомсобесе мне выдали рабочую карточку, которую время от времени отменяли и заменяли служащей. Не знаю, можете ли Вы понять, что эта карточка при моей пенсии в 250 р. означает полуголодную жизнь”.

Естественно, Полетаевой помогли. Но жизнь многих других пенсионеров существенно сократилась от постоянного недоедания.

И снова народ начал неприметную борьбу с государством. Чтобы сохранить рабочих на важных и вредных производствах, ведомства пробивали разнообразные исключения из правил.

И к середине 50-х годов исключений накопилось столько, что исчисление пенсий в собесах превратилось в невероятно трудную задачу.

Одновременно для изменения пенсионной системы назрели и политические условия.

Хрущев добивался всеобщей народной любви после развенчания предыдущего кумира. И в 1956 году в газетах опубликовали проект новой пенсионной системы, который народ горячо одобрил.

Минимальная пенсия устанавливалась в 300 рублей, максимальная — в 1200 (после денежной реформы 1961 года соответственно 30 и 120 рублей).

Как и раньше, пенсия напрямую зависела от трудового стажа. Всем, кому пенсии были начислены раньше, разрешили пересмотреть их размер.

Желающих нашлось много.

А доказывать наличие стажа после войны, когда погибли архивы предприятий и городов, а также стажа в далекие 20-е годы, когда учет иногда попросту отсутствовал, можно было через суд, представляя свидетелей того, что имярек действительно работал там-то и столько-то. Суды были завалены заявлениями. Появилась целая индустрия свидетелей (в особенности на южных окраинах СССР), согласных за небольшую плату подтвердить все что нужно.

Существовал и еще один способ получения пенсий приличного размера. МВД СССР докладывало в 1958 году в Совмин СССР о раскрытии в Московской области целой сети по фабрикации трудового стажа и начисления пенсий.

Работники собеса выявляли граждан, не имеющих из-за малого стажа права на пенсию, и предлагали им выгодную сделку — поделиться частью получаемой пенсии.

“Для маскировки преступных действий,— докладывало МВД,— участники хищений, используя служебное положение, фабриковали фиктивные справки о трудовом стаже и трудовые книжки. В отдельных случаях ими учинялись подлоги в архивных документах”.

На первом этапе новой пенсионной реформы, как стало ясно из итоговых цифр выплат пенсий за 1957 год, остались в выигрыше пенсионеры: вместо тщательно рассчитанного увеличения выплат на 13 млрд рублей было потрачено 20 млрд.

Но государство использовало обычный прием, установив на долгие годы максимум пенсий в 120 рублей (с возможностью увеличения за счет непрерывного стажа на 10%). Зарплаты и цены снова росли, а пенсии по-прежнему не менялись.

Хрущевская пенсионная система просуществовала в практически неизменном виде до конца 80-х годов. И к этому времени прожить на максимальные 132 рубля пенсионеры могли лишь потому, что имели время для стояния в бесконечных очередях, а также работали, умудряясь оформиться на рабочие должности, чтобы сохранить пенсию в полном объеме.

Впрочем, и 132 рубля были настоящим богатством по сравнению с тем, что получали колхозники, на которых хрущевская реформа не распространялась. На долгие годы им установили максимум пенсии в 17 рублей, а затем после долгих просьб подняли до 25. Те из них, кто еще жив, почему-то не вспоминают 70-е и 80-е годы как время исключительного благоденствия.

Подробности:

http://www.kommersant.ru/doc/568810

Bkk/ YG

Источник: https://www.pencioner.ru/news/azbuka-novogo-pensionera/pensii-istoriya/

Юрист Андреев
Добавить комментарий